Как повысить собираемость штрафов в России

Автор фото: Смирнов Владимир/ТАСС

Редактор "ДП" Александр Сологуб — о том, как повысить собираемость штрафов в России.

Говорят, бог любит грешников, а государство, значит, должно любить нарушителей. Грешники замаливают грехи, щедро жертвуют на храм, а нарушители платят штрафы (я сейчас о нарушителях правил дорожного движения). Однако наша госавтоинспекция как–то равнодушна к нарушителям, не имеет подхода к людям. А ведь на средства выставленных штрафов можно было строить дороги, мосты, путепроводы и даже вожделенные многими велодорожки. Вот так, развивая инфраструктуру на благо человечества, автомобилисты–грешники благодаря "ангелам" из ГИБДД могли бы искупить свои нарушения правил.
На прошедшем в минувший четверг заседании правительства РФ обсуждалась безопасность движения на дорогах российских, а заодно пути повышения безопасности. Докладывал по традиции Владимир Колокольцев, министр внутренних дел. Говорил, что обстановка на дорогах становится с каждым днем лучше и лучше. Подтверждал свои слова статистикой. Разумеется, не сравнивая с развитыми странами ЕС и США. Потому что после такого сравнения можно идти в отставку.
Еще в своем выступлении Владимир Колокольцев привел любопытнейшие цифры: общая сумма наложенных штрафов на участников дорожного движения с начала 2015 года — 26,5 млрд рублей. Скорее всего, данные приводятся за 9 месяцев, то есть по итогам года объем выписанных штрафов может достичь 36 млрд рублей. Внушительная сумма, но такое ощущение, что эти деньги никому не нужны. Потому что собираемость штрафов катастрофически низкая.
Некоторые нарушители их годами не платят, накапливая квитанции в бардачке. Но это только одна сторона медали. С другой стороны, инспекторы могли бы выписать значительно больше штрафов. Мы тут с экспертами подсчитали, получилось: в 2–3 раза больше, то есть на 72–108 млрд, а это уже половина стоимости Западного скоростного диаметра. Представьте: за 10 лет можно было бы не на один тоннель под Невой накопить.
Но не выписывают инспекторы штрафы. Почему? Ну, скажем мягко, часто нарушителю удается уговорить инспектора не выписывать штраф. Инспекторы — люди очень отзывчивые, жалостливые, в них легко пробудить сострадание, и корыстные водители пользуются добродушностью сотрудников ГИБДД. С этим, конечно, Владимиру Колокольцеву срочно надо что–то делать. Причем уже очень–очень давно. Может, лично проводить воспитательную работу среди личного состава. Объяснять подчиненным, что в стране кризис, нефть дешевая и в бюджете не хватает средств на важные инвестпроекты, например "Роснефти". У пенсионеров приходится удерживать, чтобы РЖД хоть какую–нибудь мизерную субсидию дать!
Кстати, может, это неплохая идея окажется. РЖД, например, не хватает в этом году субсидий на удовлетворение всех потребностей. Железнодорожники пошли бы на многое, чтобы получить бюджетные деньги. Так, может быть, вместо инспекторов ГИБДД выпустить на дороги проводников поездов? Работа у них сменная. Допустим, 3 дня в поезде — 3 дня на дороге штрафуют безжалостно. И понимают, ради чего. Может, тогда и дороги лучше станут, и порядка на них больше будет.