Почему отпуск в России за счет работодателя мало кого заинтересовал

Директор Brainpower в Петербурге Шамиль Исмаилов объясняет, почему отпуск в России за счет работодателя мало кого заинтересовал.

На прошлой неделе бурный интерес бизнеса вызвало одобрение правительством законопроекта, предусматривающего освобождение работодателя от налога на прибыль с сумм, потраченных на оплату отпуска сотрудников и членов их семей. По проекту компании будут подписывать договоры с туроператорами на поездки своих работников и их семей в течение года по России. Стоимость поездки не должна превышать 50 тыс. рублей. Задавая кандидатам на интервью вопрос, насколько такая опция соцпакета может быть им интересна, мы выясняем, что при всей кажущейся привлекательности энтузиазма эта инициатива не вызывает. Большинство людей хочет планировать отпуск самостоятельно и согласовывать с работодателем только его даты, но никак не его наполнение и место отдыха.
Финансовых выгод компаниям эта инициатива не сулит. Общая сумма налога на чистую прибыль, оставшуюся после оплаты турпакетов сотрудникам плюс затрат на эти самые турпакеты, превысит сумму обычного налога на прибыль. К примеру, если у компании есть прибыль 1 млн рублей, то налог на прибыль составляет 200 тыс. рублей. Если работодатель покупает турпутевки на 150 тыс., то налог на прибыль будет высчитываться из 850 тыс., то есть 170 тыс. рублей налога плюс 150 тыс. рублей расходов на турпутевки, и мы получаем 320 тыс. расходов из миллиона. Складывается впечатление, что это очередная, на этот раз логичная, инициатива в рамках тренда на импортозамещение. Нацелена она прежде всего на те компании, которые уже включают компенсацию турпоездок в свой соцпакет. Мера призвана стимулировать такие организации покупать поездки через туроператоров, тем самым поддержав российскую туристическую отрасль.
В начале года Интернет бурно обсуждал изменения в генеральном коллективном договоре "Газпрома", которые полностью исключали компенсацию расходов по путевкам в страны дальнего зарубежья, которые были приобретены самостоятельно. Вполне может быть, что инициаторы законопроекта решили сделать следующий шаг и создать стимул сотрудничества с туроператорами.
Стимул этот прежде всего нацелен на компании с государственным участием и обладающие развитой региональной сетью. Сотрудникам региональных филиалов из маленьких городов, у жителей которых зачастую меньше возможностей для проведения отпуска, опции данного законопроекта могут быть довольно интересны. Что же касается крупных коммерческих корпораций, то для них государственная инициатива не является экономически выгодной, а у их сотрудников ввиду возможностей и удобства самостоятельного планирования отпуска вряд ли вызовет интерес.