Что лизингодателям делать с испытывающими финансовые сложности клиентами

Генеральный директор лизинговой компании CARCADE Алексей Смирнов о том, что лизингодателям делать с испытывающими финансовые сложности клиентами.

Средний уровень просроченной задолженности в портфеле российских лизинговых компаний, по данным "Эксперт РА" по итогам первого полугодия, за год вырос с 6 до 10%. Эта тенденция тревожит лизингодателей, которые пытаются найти золотую середину между обеспечением надлежащего качества заемщиков и сохранением приемлемого уровня доступности своих услуг.
С одной стороны, рост просрочки ожидаем в нынешних условиях. Многие лизингополучатели — предприниматели и юрлица — испытывают финансовые сложности, которые отражаются и на способности погашать лизинговые платежи. Тем не менее к концу второго кризисного года бизнес в целом адаптировался к новым условиям, и проблемы в большинстве случаев носят временный характер. Почему же процент неплатежей продолжает расти? Представляется, что помимо экономических причин проблема лежит еще и в плоскости определенных стереотипов. Бытует мнение, что лизинговые компании только и ждут, когда клиент оступится и совершит просрочку, чтобы изъять у него предмет лизинга и продать на вторичном рынке.
Отсюда и своеобразная модель поведения определенной группы проблемных клиентов: не выходить на связь, не вносить лизинговые платежи и даже скрывать предмет лизинга (например, автомобиль). Это тупиковый путь — кредитная история будет испорчена, а предмет лизинга рано или поздно найден и возвращен лизингодателю. На самом деле возврат лизингодателем предмета лизинга и его вторичная реализация — достаточно сложные процедуры даже в автолизинге, поэтому лизинговые компании готовы идти навстречу клиентам, испытывающим финансовые сложности. Крайне важна инициатива клиента, которому уже на стадии вероятности наступления просрочки стоит проинформировать об этом лизинговую компанию.
Какие же варианты могут предложить своим клиентам лизингодатели? Например, такая простая мера, как изменение даты ежемесячного платежа, позволяет синхронизировать график лизинговых выплат с изменившимся графиком поступления денежных средств на счет компании–лизингополучателя.
Снизить ежемесячные платежи также можно за счет увеличения срока договора лизинга. К примеру, в случае продления договора автолизинга на полгода ежемесячная нагрузка на бизнес клиента уменьшается, а время продления несущественно влияет на показатели ликвидности транспорта, который клиент получает в собственность после выкупа. Можно увеличить размер выкупного платежа за счет переноса части финансовой нагрузки на завершающий этап договора. Возможны и другие варианты реструктуризации, которые обсуждаются с клиентами индивидуально.
Считаю, что спектр антикризисных предложений для лизингополучателей должен двигаться в сторону от экстренных индивидуальных решений к стандартизированным опциям, ведь необходимость переноса платежа может быть связана не только с финансовыми затруднениями, но и с потребностью аккумулирования оборотных средств и инвестиций в развитие бизнеса.