Министерство строительства собирается самостоятельно регулировать тарифы на капремонт

Минстрой РФ будет регулировать тарифы на капремонт в регионах, так как считает расценки слишком низкими. Платежи вырастут, из–за чего собираемость их может упасть с 70 до 60%, считают эксперты.

Министерство строительства и ЖКХ РФ (Минстрой) намерено ввести федеральное регулирование тарифов на капитальный ремонт жилья. Сейчас эти расценки устанавливают регионы. Введение тарифного регулирования означает повышение платы за капремонт в регионах, которые, по мнению Минстроя, утвердили слишком низкие тарифы, из–за чего собираемых с населения денег не хватит на модернизацию жилфонда. В Петербурге плата самая маленькая в стране: 2,5 руб. / м2, в среднем по России платеж составляет 6 руб. / м2. Эксперты считают, что нужно менять сам механизм тарифообразования, иначе жильцы перестанут платить квартплату. Собираемость взносов на капремонт в среднем по РФ составляет 70%.

Слишком мало берут

Федеральный закон о введении платы за капремонт был принят в 2012 году. Основная часть работ, отнесенных к капремонту, связана с повышением энергоэффективности жилфонда: замена инженерии, утепление фасадов и кровель и т. д.
Платеж за капремонт введен с 2015 года. В некоторых регионах этот взнос появился раньше. Например, в Петербурге с ноября 2014–го горожане платили по 2 руб. / м2, с 2015 года установлен дифференцированный тариф — 2–3 руб. / м2 в зависимости от состояния дома. Около 94% всех домов перечисляют деньги на общегородской счет капремонта, еще примерно 5,3% делают накопления на специальном счете, остальные — на собственном счете дома, который открыт региональным оператором капремонта.
Во многих регионах сборов за капремонт не хватит на приведение жилфонда в порядок, считает Минстрой. Некоторые города большую часть этих затрат финансируют из бюджетов. Так, в казне Петербурга в 2015 году предусмотрено около 7 млрд рублей на программу капремонта, на 2016–й запланирована такая же сумма, еще 2,2 млрд рублей планируется привлечь из фонда капремонта.
В менее богатых регионах бюджетные дотации символические или вовсе отсутствуют. По оценкам экспертов, для приведения жилфонда РФ в нормативное состояние нужно 3 трлн рублей. Если расценки на ремонт останутся на прежнем уровне, эта работа растянется на 120 лет. За это время почти все жилье в России станет аварийным (сейчас жилфонд в среднем изношен на 50%).
Методику тарифообразования нужно менять, рассуждают чиновники Минстроя, не уточняя, по каким принципам будут регулироваться тарифы и как изменится система накопления ремонтных отчислений. Чиновники лишь говорят, что будут учитывать состояние жилого фонда. Минстрой также добивается согласия Минфина на субсидирование процентной ставки по кредитам на проведение капремонта. Ставка не должна превышать 10%.

Сборы упадут

С 2016 года в большинстве регионов платеж за капремонт будет увеличен. Смольный повысит его на 0,5 руб. / м2. Участники рынка утверждают, что удорожание снизит собираемость этого взноса. По данным жилищного комитета Петербурга, сейчас она составляет 82%, за 9 месяцев собрано 2 млрд рублей.
В РФ этот показатель значительно хуже: есть регионы, где за ремонт платят 20% граждан. К началу октября в РФ было собрано лишь 4 млрд рублей при плане 5,83 млрд.
В Петербурге высокие показатели обеспечены тем, что взнос за ремонт в большинстве домов включен в единые квитанции по квартплате, которые выставляет ГУП "ВЦКП" (обслуживает 70% жилфонда), поясняет исполнительный директор Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Татьяна Гоцуленко. Когда взнос за капремонт вынесен в отдельную квитанцию, собираемость очень низкая, добавляет Татьяна Некрасова, гендиректор ООО "Теплоснаб". Многие граждане вообще не знают, что это за новый взнос, поэтому не оплачивают квитанции.
По оценке экспертов, отдельные квитанции в Петербурге оплачивает лишь 30–35% горожан.
Обычно в первые месяцы после повышения тарифов собираемость падает на 40–50%, говорит совладелец УК "Стакс" Евгений Пургин. После введения федерального регулирования и повышения ремонтного тарифа сборы упадут примерно на 10%, ожидают управляющие. То есть в среднем по стране собираемость может снизиться до 60%, в Петербурге — до 72%. В этом году в Петербурге платежная дисциплина уже ухудшилась: вместо обычных 98% собираемость квартплаты составляет 95%.

Жильцам решать

Участники рынка считают: нужно менять сам механизм капремонта. По мнению экспертов Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН), жители должны сами решать, нуждается ли их дом в ремонте, и после этого согласовывать ремонтную программу. Власти осмечивают ее и выполняют ремонт за счет бюджета, а потом в течение 5–7 лет жильцы компенсируют эти затраты.
Сбор средств на ремонт авансом некорректен, считают в АКОН. К тому же оплатить капремонт в нужном объеме можно только за счет средств граждан. Поэтому ремонтные программы во многих населенных пунктах составляются исходя из того, сколько денег возможно собрать, а не из того, сколько их реально требуется.

Перечень

Работы, входящие в капремонт

> Установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов
> Утепление фасада
> Переустройство невентилируемой кровли на вентилируемую
> Ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт
> Ремонт кровли
> Ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме
> Ремонт фасада
> Ремонт фундамента
> Устройство выходов на кровлю


Собственники, которые накапливают средства на капремонт на специальном счете (на один дом), должны иметь право самостоятельно определять размер взносов, сроки их внесения, сроки и состав работ по капремонту. Главное — не довести дом до аварийного состояния. Задача государства — помогать им: предусмотреть софинансирование в бюджете, разработать программы по кредитованию. Устанавливать размер взноса на капремонт нужно только для тех собственников, которые не открыли спецсчета, а отдали право заботиться о своем имуществе региональной власти и платят взносы в региональные фонды капремонта.
Никита Исаев
директор Института актуальной экономики
Нужна четкая методика формирования региональных тарифов на капремонт. Она должна учитывать данные об объемах ветхого и аварийного жилья в регионах. Мы готовим предложения на эту тему для Министерства строительства и ЖКХ. Затягивание этого процесса может спровоцировать рост недовольства плательщиков коммунальных услуг, снижение общей собираемости платежей, препятствие наполнению фондов капремонта и рост задолженности перед управляющими компаниями. В итоге это приведет к резкому падению качества обслуживания жилищного фонда и стагнации рынка обслуживания жилой недвижимости в целом.
Сергей Креков
президент Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость