Чем бизнес похож на семью и на природное явление

Автор фото: Сергей Еромохин

Председатель совета директоров SRV Group Илпо Коккила рассказал о проектах компании в России, об изменившемся настроении европейских инвесторов и объяснил, чем бизнес похож на семью и на природное явление.

Илпо, SRV уже 30 лет работает в России. Сильно изменились условия ведения бизнеса?

— Нынешняя Россия — это совсем другая страна, чем 30 лет назад. И название иное, и суть. Причем ситуация все время в динамике. Мне очень жаль, что не все инвесторы понимают, что условия для бизнеса меняются к лучшему, и живут какими–то старыми опасениями. В бизнесе стало больше свободы, инициативы и понимания.

Иностранные бизнесмены часто жалуются на коррупцию в нашей стране. Вы с ней сталкивались?

— На нее все жалуются. Но это не уникальная российская проблема. Коррупция есть везде. В других странах мы тоже на нее постоянно натыкаемся. Можно, конечно, пытаться что–то менять — бороться. Но вместе с теми, кто хочет упростить процедуры и истребить коррупцию, есть и те, кто старается создать для нее условия. И, пока силы равны, ситуация не меняется.

Как вы оцениваете инвестиционный климат в нашей стране?

— Ситуацию качает то вверх, то вниз. Сейчас как раз этап падения. Масла в огонь добавляет политическая ситуация. Компании становятся более осторожными — они оценивают и ждут. Не инвестируют, пока не поймут, куда дальше будет развиваться рынок. Мало кто рискует анонсировать большие проекты. Да и проекты поменьше развиваются с трудом. Но это глобальная проблема. Везде инвестиционное затишье.

Как изменилось отношение в Финляндии к России с начала политико–экономического кризиса?

— Люди на Западе уже не понимают Россию так хорошо, как понимали ее еще несколько лет назад. Но и у россиян много вопросов к соседям. Я думаю, нам всем просто не хватает контактов. А ведь это как в браке: чтобы решить проблемы, нужно о них говорить.

Сильно бизнес SRV пострадал от кризиса?

— Мы, как и другие компании, заняли выжидательную позицию. Внимательно смотрим на развитие ситуации: на изменения валютного курса и цен на нефть. Не могу сказать, что горизонт чист. Но я уверен, что ситуация прояснится. И наш бизнес в России в любом случае продолжится. Между нашими странами 1300 км пограничной линии. Нужно искать способы жить вместе и в хорошие времена, и в плохие.

Фонд Russia Invest, учрежденный несколькими финскими компаниями, в том числе и SRV (на 27%), еще год назад озвучивал планы по расширению портфеля недвижимости в России. Сейчас они заморожены?

— Этот фонд еще в 2011 году учредили пенсионные фонды Ilmarinen и Etera, а также компании Sponda и Onvest. Он создан на 8 лет с единственной целью — инвестировать в российскую недвижимость. Его бюджет — 95 млн евро. Около 80% капитала уже проинвестированы. В частности, фонд приобрел 55% проекта ТРК "Охта Молл" в Петербурге. Рассуждать о будущих инвестициях сейчас тяжело, фонд занимает выжидательную позицию, внимательно изучая все возможности.

Как развивается проект SRV в Москве в партнерстве с фондом "Благосостояние", который связан с РЖД?

— Мы партнеры с 2014 года. И это первый пример, когда иностранный девелопер работает с российским пенсионным фондом. Фонд выкупил 55% нашего проекта торгового комплекса в Мытищах (45% распределены между компаниями Vicus и SRV). Участок под него мы приобрели еще в 2007 году, но стройка началась только с приходом партнера. Открытие запланировано на вторую половину 2016 года.

Петербург вам, разумеется, ближе?

— Финны вообще в Петербурге как дома. Наши связи с этим городом очевидные и крепкие. Работать здесь для нас легче, чем в столице. Не только из–за близости к родине, но и потому что Петербург меньше Москвы.

Вы многие проекты заявляли в Петербурге еще при губернаторе Валентине Матвиенко. А реализуете при губернаторе Георгии Полтавченко. Стиль управления и бизнес–климат сильно изменились при новой власти?

— Изменились. Однако на деятельности SRV эти перемены не отразились.

А как вам идея нынешней власти ограничить возможности редевелопмента в Петербурге, запретив вывод предприятий из города…

— Опыт других городов Европы говорит о том, что вывод промышленности на периферию неизбежен. Это случится и в Петербурге, несмотря на все ограничения. Это просто вопрос времени.

Ваш флагманский проект "Охта Молл" тоже пример редевелопмента. Вы довольны его развитием?

— Да. Его строительство уже находится на завершающей стадии, начаты работы по внутренней отделке помещений и монтажу инженерных систем. Общая площадь объекта — 148 тыс. м2, из них 78 тыс. м2 арендопригодны. Примерно на 43% площадей заключены предварительные соглашения.
Нам повезло, что все договоренности по этому проекту были достигнуты до кризиса и остались неизменными при новой экономической конъюнктуре. Сейчас начинать такой проект с нуля мы бы не рискнули.

Как изменился объем финансирования "Охта Молла" из–за девальвации рубля?

— Он снизился с первоначальных 250 млн евро до 220 млн. Как раз из–за резкого роста курса валют.

Основной ваш партнер по этому проекту — Сбербанк РФ. Он в 2014 году открыл SRV кредитную линию на 90 млн евро. Почему взяли в партнеры российский, а не финский банк?

— Это правильно, когда крупные девелоперские проекты реализуются в сотрудничестве с местным финансовым партнером. И политически, и экономически. Кроме того, это удобно.

Один из якорей "Охта Молла" — финский гипермаркет Prisma уступил место российской "Ленте". Почему?

— Prisma приостановила свое развитие в России, и мы очень рады новому партнеру — сети "Лента". Уверен, что совместно нам удастся предложить нашим клиентам максимум комфорта. Тем более что "Лента" откроется у нас в новом формате.

Тут вообще образуется кластер компаний из Северной Европы — рядом строят жилые комплексы NCC и "ЮИТ–Санкт–Петербург". Как вам такое соседство?

— Европейские компании в Петербурге всегда держатся друг за друга. Не только потому что говорят на одном языке. У нас много бизнес–связей. Но, на мой взгляд, эти связи могли быть еще теснее. Часто, правда, возникает и конкуренция. Чтобы ее избежать, мы, например, решили не строить в России жилье, а сосредоточиться на торговой недвижимости. И придерживаемся этой стратегии.

Кто будет управлять "Охта Моллом"?

— Сами будем. Так же, как управляем ТЦ "Жемчужная Плаза". И готовы брать в управление сторонние торговые комплексы. В Петербурге немало таких объектов, которые требуют усовершенствования.

А продавать свои торговые комплексы не планируете?

— Если найдется хороший покупатель, конечно, продадим. Поскольку мы в первую очередь девелоперская компания. Но продавать нужно в удачное время. Не сейчас.

Когда начнете строить вторую очередь ТЦ "Жемчужная Плаза"?

— Сейчас занимаемся планированием. Ведем переговоры с китайским партнером. Надеюсь, приступим к стройке в следующем году. Вторая очередь по площади будет меньше первой — 66 тыс. м2. Они будут интегрированы.

SRV заявляла об интересе к реконструкции Финляндского вокзала. Это все еще актуально?

— Конечно. Ведь это место в центре города отлично подходит и для шопинга, и для офисов, и для жилья. Но проект небыстрый. Недавно поменялось руководство РЖД. Если от нового руководителя поступит предложение о партнерстве, мы, конечно, его рассмотрим всерьез.

Что с вашим проектом жилья в Выборге?

— Мы возобновили работы и приступили к строительству еще двух зданий на 6 тыс. м2. Инвестируем 400 млн рублей. Завершим проект в 2017 году.

Почему рынок недвижимости РФ интересен европейскому инвестору?

— Те, кто уже работает здесь, понимают, что кризис не вечен. Что Россия — страна с огромными природными ресурсами и промышленным потенциалом. Прозорливые бизнесмены понимают, что здесь нужно быть. В этом залог успеха.

И что вы говорите бизнесменам, которые думают идти в РФ?

— Говорю, что в бизнесе, как в природе, бывают дни солнечные и дождливые. В хорошее время на рынок приходят все. Но и уходят быстро из–за высокой конкуренции. А те, кто приходит в дождь, обычно задерживаются. Санкции, безусловно, очень мешают деловой жизни. Но те, кто придет в Россию сейчас, через 5–10 лет будут рады, что сделали это.

О компании

SRV Group

> Девелоперская и строительная компания. Входит в пятерку крупнейших фирм Финляндии.
> Оборот в 2014 году — 684 млн евро, портфель заказов — 860 млн евро. Персонал — более 900 человек. Акции котируются на Хельсинкской фондовой бирже с 2007 года.
> В РФ строит коммерческую недвижимость. В том числе ТРЦ "Жемчужная Плаза" и МФК "Охта Молл" в Петербурге.


Биография

Илпо Коккила

> Родился в 1947 году в Финляндии. С 1972–го магистр наук в инженерии.
> В 1987 году основал концерн SRV Group. Бессменный председатель совета директоров.
> С 2013 по 2014 год был председателем правления Центрального союза деловой жизни Финляндии. В тот же период был членом Финляндско–Российской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству.