Как изменят работу отелей новые правила предоставления гостиничных услуг

Автор фото: ИТАР-ТАСС/ Виталий Белоусов

С завтрашнего дня в силу вступают новые правила предоставления гостиничных услуг. Они разрешают гостю оплачивать половину стоимости номера и обязывают отельеров предоставлять ряд услуг бесплатно. "ДП" выяснил, пугают ли эти нововведения участников рынка.

С 21 октября в силу вступают новые правила предоставления гостиничных услуг, утвержденные постановлением правительства РФ от 9 октября этого года. Правила коснутся гостиниц всех категорий, действующих на территории России. По данным Ростуризма за 2014 год, в Петербурге функционирует 345 гостиниц и аналогичных средств размещения, общее количество мест в которых составляет 52888. В 2014 году в гостиницах города было размещено 2781782 человека.
В новом документе более подробно прописаны права и обязанности обеих сторон (гостя и отеля), введено понятие расчетного часа, урегулирована процедура бронирования. Также составлен перечень услуг, которые гостиница обязана бесплатно предоставить гостю, среди них вызов скорой помощи, доставка в номер писем, адресованных гостю, предоставление кипятка, посуды, швейных принадлежностей, а также услуга побудки. Правда, большинство этих услуг гостиницы и так предоставляли бесплатно по собственному желанию. Уж по крайней мере взять с гостя деньги за то, чтобы разбудить его или вызвать ему скорую, едва ли приходило кому-то в голову.
Сравнительная загрузка гостиничных номеров в популярных городах Европы за первое полугодие 2015 года (по данным компании JLL)
Источник:
Но, пожалуй, самое сильное изменение, которые внесут правила в деятельность отелей, – расчет стоимости номера при заезде после полуночи. Ранее гость, который заезжал после 12 часов ночи, как правило, оплачивал полную стоимость номера. Хотя законодательно такая ситуация вообще никак не была урегулирована, и человек, проживший в гостинице менее половины суток, теоретически мог вообще отказаться от оплаты. Этим часто пользовались недобросовестные постояльцы.
По новым правилам разрешается взимать плату с клиентов, которые провели в отеле менее 12 часов, но она не должна превышать  половину суточной стоимости номера. Получается, что пункт о раннем (по сути, ночном) заезде призван защитить не только гостей, но и самих отельеров. Однако участники рынка уже называют это правило неоднозначным.
Один из участников рынка рассказал «ДП», что, скорее всего, пункт, касающийся оплаты заезда после 00:00, в перспективе, безусловно, вызовет увеличение цен на номера. Это неудивительно, ведь часть гостей любого отеля – те, кто приезжает по работе и заезжает в отель после деловых мероприятий, а рано утром уже отправляется первым рейсом (или поездом) в родной город. Также не стоит забывать про транзитных гостей, которые останавливаются в гостинице на время ожидания стыковочного рейса. В случае с такими заездами отели, ранее взимавшие полную стоимость с гостей, недополучат часть прибыли и им придется идти на определенные меры, такие как увеличение стоимости номеров в целом, чтобы это компенсировать. В большей степени это касается гостиниц, расположенных вблизи аэропорта и вокзалов.

Коварная экономия

Также есть мнение, что гости, которых новые правила призваны защитить от чрезмерных трат, будут злоупотреблять своими правами, желая сэкономить.
«У гостя, который заезжает в вечернее время, допустим, прибывает на семичасовом "Сапсане", есть два варианта: заселиться в гостиницу или подождать несколько часов, оставив вещи в багажном отделении отеля, погулять по городу и зарегистрироваться уже после полуночи. В случае, когда второй вариант сулит клиенту 50% экономии, он с наибольшей вероятность предпочтет именно такой сценарий. Наверняка многие начнут этим злоупотреблять и намеренно откладывать время заезда. Получится, что основная масса заездов придется на ночное время, тогда гостиницам нужно будет увеличивать затраты на сотрудников, работающих в ночную смену, чтобы не ущемлять возможность гостей заселиться оперативно. Также если основная часть гостей предпочтет ночные заезды, придется перестраивать уже отлаженную систему уборки номеров. Те гостиницы, которые раньше бесплатно предоставляли возможность позднего выезда, будут вынуждены отказаться от этой практики, та как просто не будут успевать убрать номера к заезду частых ночных гостей», - объясняет Людмила Кудрявцева, директор туристической компании «Балтик Трэвэл Компани».
Представитель Российской гостиничной ассоциации в Петербурге Алексей Мусакин также говорит, что возможны случаи, когда гости будут намеренно использовать новые правила, чтобы сэкономить на размещении. Он добавляет: для того чтобы избежать таких ситуаций, отелям, вероятнее всего, придется взимать с гостей оплату до или во время заезда, а не тогда, когда гости выезжают из отеля или же фиксировать время появления гостя в отеле. Это в какой-то степени поможет бороться с злонамеренными манипуляциями гостей.

И вас тоже вылечат

Внимание специалистов рынка привлекло и новое правило об обязательном предоставлении гостю доступа к аптечке. Дело в том, что во многих отелях действует негласное правило – по возможности не предоставлять гостям медикаменты. Несмотря на то что в большинстве гостиниц аптечка имеется, гостям стараются под разными предлогами отказать в предоставлении лекарств из опасений, что имеющиеся препараты могут спровоцировать аллергическую реакцию или другие побочные эффекты, о которых сам гость (а тем более сотрудник отеля) и не подозревал. В случае неблагоприятного стечения обстоятельств, когда медикамент причинит вред здоровью гостя, гостиницу может ожидать разбирательство или как минимум удар по репутации.
Алексей Мусакин объясняет: для того чтобы избежать возможных трудностей, а также соблюсти новые правила, гостиницам достаточно предоставлять гостям средства из обычной автомобильной аптечки, которая содержит только перевязочные материалы и средства, которые даже при неправильном использовании не смогут нанести вред гостю.

Государство пока останется в стороне

Помимо прочего, у специалистов туристического рынка вызвал вопросы пункт, в котором сообщается о введении государственного регулирования цен на период специальных мероприятий. Алексей Мусакин акцентирует внимание на том, что новые правила вовсе не сообщают об обязательном регулировании цен со стороны государства во время специальных мероприятий, таких как ПМЭФ, а просто сообщают, что при условии введения такового гостиницам придется соблюдать определенные условия. Представитель Российской гостиничной ассоциации в Петербурге отмечает, что вообще не видит особой необходимости в том, чтобы прописывать этот пункт. Процесс принятия закона о государственном регулировании достаточно сложный, говорит он, и понятно, что если он все-таки будет введен, то гостиницам в любом случае придется ему следовать, вне зависимости от того, прописано это в правилах или нет.

Приятное беспокойство

Конечно, негативные моменты в новых правилах усматривают далеко не все. Кто-то называет их долгожданными, но не исключает возможности возникновения технических трудностей.
«Данные правки, конечно, вызвали много обсуждений внутри нашего коллектива. Что касается заезда после 00:00 - мы не думаем, что это существенно скажется на прибыли гостиницы, потому что процент гостей, которые заезжают так поздно, не так уж велик. В целом нововведения не  вызвали негатива среди менеджеров гостиницы, мы же понимаем, что эти изменения для удобства и комфорта наших гостей. Но вот дополнительные сложности при бронировании и расчете мы ожидаем», - сообщают в гостинице «Охтинская».
Специалисты информационного ресурса TOHOLOGY: Tourism & Hospitality, посвященного вопросам туристской деятельности, высказывают следующую точку зрения: «Утверждение новых правил предоставления гостиничных услуг стало давно ожидаемым событием, которое определенно благотворно скажется на индустрии. Благодаря обновленному документу наконец был урегулирован вопрос раннего заезда в гостиницу, правда, дополнительная плата за такое размещение не должна быть выше стоимости половины суток. Важно заметить, что ранее закон не предусматривал даже такого платежа, поэтому принятие постановления от 9 октября 2015 года однозначно не приведет к упущению прибыли гостиниц, напротив, документ узаконивает действия, которые уже наблюдались на практике. Также не нужно забывать, что гостиницы теперь самостоятельно устанавливают размер платы за задержку выезда после установленного расчетного часа».
Впрочем, представители многих отелей, кажется, пока вообще не поняли, что происходит, и признаются, что еще не изучали новые правила, поэтому и комментировать их не готовы. Судя по всему, разбираться будут уже после вступления их в силу.