Розничные продажи пива в Петербурге за пять лет упали в три раза

Автор фото: ИТАР-ТАСС/Александра Мудрац

Розничные продажи пива в Петербурге с 2010 года упали в 3 раза, в первом полугодии 2015 года — почти на 20%, посчитали в Росстате. Пивовары не так пессимистичны, работают над новыми сортами и локализацией производства.

Продажи пива в магазинах Петербурга продолжают снижаться и, по данным Росстата, на первое полугодие 2015 года уже составляют всего 8,8 млн дал. Для сравнения: всего 5 лет назад в розницу в Петербурге продавалось 26,2 млн дал, то есть продажи за это время сократились в 3 раза. Снижение показателей выглядит пессимистично даже на фоне статистики остальных сегментов алкогольного рынка. Так, согласно данным Росстата, продажи вина в первом полугодии 2015 года снизились на 8,6% по отношению к первому полугодию 2014 года, водки — на 16,6%, а пива — на 19,5%. Производители не склонны к панике и говорят о недостатках методики подсчета, но признают, что пива стало продаваться меньше.
По оценке пивоваренной компании "Балтика", сокращение российского рынка пива в первом полугодии составило 9%. В компании это связывают с изменчивостью общей экономической ситуации и ростом розничных цен, который повлек снижение покупательной способности населения. Оценка специалистов HEINEKEN в России схожа — снижение рынка на 8-9%. "Это падение продолжило тренд последних 7 лет, когда постоянное ужесточение регулирования производства и продаж пива вместе с ростом акциза ежегодно снижало наши продажи", — говорит директор по корпоративным отношениям HEINEKEN в России Кирилл Болматов, добавляя, что сегодня ситуацию усугубляет падение покупательной способности населения. Потребители переключаются с пива на сверхдешевую водку, поэтому падение продаж и производства ускоряется.
"Мы уже ведем переговоры со специалистами Росстата по поводу методики подсчета продаж пива, очевидно, что ситуация не так плачевна, как выглядит по статистике", — говорит один из производителей.
Розничные продажи пива в Петербурге
Источник:
В условиях снижения спроса производители усиливают маркетинговую активность и пересматривают портфель брендов. Как рассказали в HEINEKEN, компания старается развиваться в дорогих сегментах (Amstel, Krusovice, Gosser), где меньшие объемы приносят больше прибыли. "Балтика" выпустила ряд новинок, правда, в среднем ценовом сегменте (Neon Beer и Boilermaker by Tuborg).
Также "Балтика" подчеркивает, что поддерживает высокий уровень маркетинговой активности. В частности, компания продолжила поддерживать спорт, музыкальный фестиваль GREENFEST, а также была партнером Петербургского международного экономического форума — 2015.
На руку местным пивоварам и значительное снижение объемов импорта пива, которое произошло в этом году. Как отмечают в HEINEKEN, импортное пиво занимает на рынке незначительную долю в связи с очень высокой ценой, вызванной в первую очередь высокими транспортными расходами и низкой оборачиваемостью. В "Балтике" главным преимуществом локальных сортов перед импортными называют цену.
Несмотря на то что и "Балтика", и HEINEKEN входят в состав крупнейших мировых пивоваренных холдингов, у местных заводов крайне низкая зависимость от импортного сырья. Так, "Балтика" с 2005 года развивает собственный агропроект по выращиванию пивоваренного ячменя. Это позволило компании уже в 2014 году полностью закрыть свои потребности в пивоваренном ячмене за счет урожая отечественных сельхозпроизводителей. Ежегодно компания приобретает около 30% общего объема зерна России.