Рейтинг крупнейших владельцев торговых и бизнес-центров Петербурга

Автор фото: Сергей Бобылев/ТАСС

"Деловой Петербург" составил рейтинг крупнейших владельцев торговых и бизнес-центров города. С начала года петербургские ТРК продолжают пустеть, а доля свободных площадей в бизнес-центрах показывает падение в классе A и увеличение в классе B.

С начала года уровень вакантных площадей в петербургских торговых центрах продолжал расти, прежде всего за счет освобождения площадей в менее качественных объектах, составив по итогам III квартала около 8,5% против 7% по итогам первого полугодия.
Тем не менее на рынок Петербурга продолжают выходить новые операторы, выбирающие площадки в наиболее успешных действующих торговых комплексах. Среди них такие бренды, как Pimkie в торговых центрах МЕГА, Run&Fit (новый концепт от сети Intersport) и украшения UNOde50 в ТРК "Галерея", магазин обуви CCC в ТРК "Лето", магазины одежды Conte de Florence и La Fee Maraboutee в ТЦ "Невский Центр" и другие.
За прошедшие 9 месяцев в Петербурге появились и новые игроки в сегменте общественного питания — это такие сети, как "АндерСон", Hardy’s Street Food, Tutti Frutti, Frozen Yogurt. Кроме того, в торговых центрах увеличивается развлекательная составляющая. Так, среди открытий 2015 года — "Батутный парк № 1" в ТРК "Лето" и ТРЦ "Жемчужная Плаза", Angry Birds Activity Park в ТРК "Европолис"; семейный парк "Хлоп–Топ" в ТРК "Питерлэнд". В новой очереди ТРК "Питер Радуга" ожидается открытие второго города профессий "Кидбург" и музея науки для детей "ЛабиринтУм".
Что касается коммерческих условий, становится все больше договоров, где ставка привязана к проценту с товарооборота арендатора, а также распространяется практика заключения рублевых договоров аренды, отметили в Colliers International. В торговых центрах, реализованных с привлечением валютного финансирования, ставки аренды остаются привязанными к валюте, однако применяется фиксация курса на текущий и следующий год.
На протяжении 9 месяцев 2015 года в Петербурге не было открыто для посетителей новых торговых центров площадью выше 10 тыс. м2, таким образом, общий объем площадей в этом сегменте остался в целом на уровне начала года, составив 2,64 млн м2.
Зачастую вопрос коммерческого успеха, особенно в кризисные периоды, зависит от умения разумно и гибко подстроиться под текущие условия. Три первых месяца года FORTGROUP посвятил переговорам со своими арендаторами. Мы предотвратили рост вакантных площадей и сохранили наших арендаторов. Планы развития FORTGROUP в направлении коммерческой недвижимости на этот год не изменились: идет строительство второй очереди ТРК "Порт Находка" и БЦ FORT Tower.
Максим Левченко
управляющий партнер FORTGROUP
Отмечается тенденция, когда собственники ТЦ предлагают в аренду помещения с еще действующими операторами. Это может быть связано как с высокими издержками для арендатора при выходе из проекта и расторжении договора, так и с нежеланием собственника закрывать магазин, создавая в проекте ощущение "пустующих площадей". Кроме того, в торговых центрах увеличивается развлекательная составляющая.
Вероника Лежнева
директор департамента исследований компании Colliers International в Петербурге

Чистое поглощение офисов

ВIII квартале 2015 года на офисном рынке Петербурга был зафиксирован наивысший объем чистого поглощения среди аналогичных периодов прошлых лет. По данным компании JLL в Петербурге, в целом за квартал объем занятых площадей увеличился на 76,8 тыс. м2.
На столь значительный показатель влияют введенные в июле–сентябре бизнес–центры "Фландрия Плаза" и "Мезон Плаза", которые были сняты с арендной кампании в течение прошедшего квартала. Предполагаемым арендатором этих бизнес–центров являются структуры "Газпрома". Однако и без учета этих объектов ситуация на рынке определенно улучшилась, констатируют эксперты.
В Colliers International отметили, что наиболее крупный из появившихся объектов — бизнес–центр "Цеппелин" (арендная площадь — 15 тыс. м2), входящий в состав МФК "Аэропортсити Санкт–Петербург". Таким образом, за первое полугодие суммарно было введено около 50 тыс. м2 офисных площадей — всего 20% от запланированного объема ввода на 2015 год. Одновременно с этим большинство крупных бизнес–центров анонсировано к вводу во втором полугодии: среди них "Фландрия Плаза", "Энерго", "Мезон Плаза" и ряд других объектов.
А вот на 2017–2018 годы сейчас запланировано довольно мало бизнес–центров. За исключением "Лахта Центра", который в июне анонсировал завершение строительства подземной части комплекса, крупных строящихся бизнес–центров с горизонтом ввода за пределами 2016 года в городе практически нет. В абсолютном выражении объем свободных площадей остается по–прежнему высоким и составляет 275 тыс. м2 по итогам первого полугодия (для сравнения, год назад этот показатель был равен 265 тыс. м2, или 13% от общего объема офисного рынка).
Доля свободных площадей в классе А при этом последовательно снижается в течение последнего года (14,8% сейчас против 21,7% год назад), а в классе В — увеличивается (9,8% против 8,1% год назад), уточнили в Colliers International.
В нашем бизнес–центре "Технополис" 100%–ная заполняемость. Мы считаем, чтобы удержать арендаторов, им следует предоставлять привлекательные услуги. Так, например, у нас существует множество инновационных решений. В частности, при необходимости мы можем менять площади сдаваемых офисов. Эта опция пользуется большой популярностью. Кроме того, существует ряд дополнительных услуг — есть сауна, конференц–залы, большая парковка на 840 машино–мест, несколько ресторанов, в которых вы можете заказать настоящих шеф–поваров. Именно такие дополнительные опции позволяют сохранить высокий уровень заполняемости БЦ. Также немаловажен пул арендаторов — у нас представлены крупные компании, что делает сам БЦ более привлекательным для новых клиентов.
Елена Афиногенова
Cреди всех бизнес–центров, функционировавших еще до начала квартала, в 29% произошло уменьшение объема свободных площадей. Активизация спроса привела к снижению уровня вакантных офисов на рынке в целом. По результатам III квартала доля свободных площадей на офисном рынке Петербурга сократилась до 12,1% за счет значительного сокращения показателя в классе А — на 1,2%, до 12,5%, тогда как в классе B наблюдалось небольшое увеличение доли свободных площадей — до 12%. Следует отметить, что существенно выросла доля вакантных помещений в Красногвардейском и Невском районах.
Владислав Фадеев
руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге