Apple регистрирует в России товарный знак "Яблоко"

Автор фото: ИТАР-ТАСС/Сергей Фадеичев

Компания Apple подала в Роспатент заявку на регистрацию в России товарного знака "Яблоко". Аналитики отмечают невиданное доселе стремление американской корпорации упрочить свое положение на российском рынке и окончательно разобраться с контрафактной продукцией.

Компания Apple подала заявление на регистрацию в России торгового знака "Яблоко". Заявка в Роспатент поступила 8 октября. Согласно документу, американская корпорация требует закрепить свои права на название "Яблоко" для пяти категорий товаров и услуг: компьютеры, электронные книги, MP3-плееры, машины для подсчета голосов на выборах и рентгеновские аппараты.
Кроме того, Apple планирует зарегистрировать знак еще в целом ряде категорий: бумага, картон и изделия из них, учебники о компьютерах, коммерческие советы потребителям, научные и технологические услуги и относящиеся к ним исследования и разработки. Представлять патентные интересы Apple в России будет юридическая фирма Baker & McKenzie.
Первые подобные заявки от Apple Роспатент получил еще 2 года назад. Тогда компания претендовала на несколько категорий товаров (тоже компьютеры и плееры) и услуг, в том числе в категориях, где такой бренд уже был занят российской партией. Так, Российской объединенной демократической партии "Яблоко" принадлежит одноименный товарный знак, распространяемый на флаги, знамена, пакеты, мешки, сумки, конверты, значки.
Тогда руководитель партии Сергей Митрохин заявил, что не намерен идти на уступки корпорации Apple, и пригрозил судебными исками. "Русское слово "Яблоко" мы уступить не готовы, английское — пожалуйста. Мы на него не претендуем", — подчеркнул Митрохин. Однако 12 октября он заявил, что партия и не планировала обжаловать заявку Apple, поскольку ее деятельность не пересекается с коммерческими интересами технологического гиганта.
Как позже пояснил представитель "Яблока" Борис Вишневский, партию "абсолютно не беспокоит" коммерческое использование товарного знака "Яблоко" в контексте деятельности партии. Он пояснил, что заявка в Роспатент от Apple связана исключительно с деловыми интересами компании и призвана защитить ее права на рынке.
"Нам это никак не помешает, и Apple не претендует на это название в интересных нам сферах. А что касается машин для подсчета голосов на выборах под названием "Яблоко", то в России они все равно не используются и не будут", — добавил Вишневский.
Роспатент пока не принял решение о регистрации товарного знака "Яблоко" по заявке Apple. Также пока не ясно, по каким именно классам согласно Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) американская компания намерена зарезервировать себе слово "яблоко" в России. Под этим названием работает не только партия "Яблоко", но и несколько десятков коммерческих структур, с которыми потенциально может возникнуть конфликт интересов.
Как поясняет президент НП "Объединение правообладателей" и старший партнер юридической компании "КАТКОВ И ПАРТНЕРЫ" Павел Катков, в этом случае у заявителя есть несколько вариантов: убедить остальных уступить ему часть классов, получить от них согласие на регистрацию в тех же классах, а также оспорить законность правовой охраны противопоставленных обозначений. Юрист обращает внимание, что стратегия рекламного продвижения бренда под русским названием не типична для рынка.
"Что касается успешности продвижения русифицированного бренда, то это вопрос скорее коммерческий. Хотя для цифрового рынка это нехарактерно: и Samsung, и Apple, и LG, и Sony, и другие лидеры этого сегмента до сих пор работали на российском рынке под своими англоязычными названиями", — говорит Катков.
Согласно данным Федеральной налоговой службы, в Едином государственном реестре юридических лиц зарегистрированы 582 организации, в названии которых используется слово "яблоко". Потенциально "яблоко" используется и в их продуктах, услугах. По большому счету, едва ли не половину списка занимают региональные отделения партии "Яблоко", также числятся свыше 40 штук ООО и двух десятков ЗАО под названием "Яблоко".
Выписка Роспатента по запросу "Яблоко" куда более лаконична — около двух десятков различных организаций, зарегистрировавших подобный товарный знак. Причем большинство из них относятся к сфере продуктов питания, а потенциальными конкурентами Apple могут быть, в частности, нижегородское рекламное агентство и московская консалтинговая компания.
По данным Федерального патентного бюро "Гардиум", больше всего пересекается с Apple опять-таки партия "Яблоко": она зарегистрировала товарный знак в 2010 году по 16, 24, 26, 35, 36, 40, 41, 43 и 44  классам МКТУ. По мнению специалистов "Гардиум", есть немалая вероятность, что Apple не сможет зарегистрировать "Яблоко", поскольку такой же знак или похожий на него уже заняты для однородных товаров или услуг.
"Если Роспатент все же зарегистрирует товарный знак, то у конкурентов (компаний, которые тоже имеют "яблочный" товарный знак. — dp.ru.) будет возможность аннулировать регистрацию товарного знака через Роспатент", — поясняет руководитель отдела товарных знаков Федерального патентного бюро "Гардиум" Елена Воробьева.
На данный момент Apple зарегистрировала англоязычные версии торговой марки и обладает в совокупности почти сотней товарных знаков на территории России, даже такими производными как "айФон", "айПэд", "Ипод" и "айПод". При этом корпорация внимательно отслеживает использование собственных товарных знаков и отстаивает свои интересы в суде.
Так, в мае 2015 года Apple подала в Арбитражный суд Москвы иск о нарушении исключительных прав на товарные знаки Apple, iPad и iPhone к ООО "Профит", ООО "Электротехпром", ООО "Арго", ООО "Маджеста Плюс" и бизнесмену Ивану Немкину. Компания потребовала 16,5 млн рублей в качестве компенсации за использование товарных знаков и интеллектуальной собственности в названии интернет-магазина, в составе доменных имен и при продаже контрафактных товаров.
Apple последовательно укрепляет свои позиции на рынке и защищает свой бренд, говорит глава "Рустелекома" Юрий Брюквин. По словам аналитика, заявка в Роспатент объясняется стремлением американской корпорации защитить любое коммерческое упоминание бренда в русскоязычном сегменте — это позволит в досудебном порядке договориться с мелкими нарушителями и пригрозить крупным компаниям, "паразитирующим на бренде", крупными судебными исками.
"К тому же корпорация выстраивает механизм, который позволит снизить поток контрафактных аппаратов и аксессуаров Apple из Китая. После регистрации бренда "Яблоко" через таможню будет сложнее провозить все те гигантские объемы контрафакта под этой маркой. Apple необходимо минимизировать серые продажи, поскольку разница в цене между легальной продукцией и китайской огромная", — поясняет Брюквин.
Все это происходит на фоне роста нелегальных поставок, очередного наплыва китайских "аналогов" — в общем, всего того, что логично случается, когда стоимость официального iPhone заметно превышает среднемесячный доход россиянина.