Кто больше всех зарабатывает на перевозке пассажиров в Пулково

Автор фото: ИТАР-ТАСС/ Андрей Америков

Ни одна из идей Смольного по скоростной доставке пассажиров в аэропорт Пулково не нашла поддержки ни у частных инвесторов, ни у федерального центра. Пока больше всех на таких перевозках зарабатывают таксисты.

Минфин отказал Смольному в ассигнованиях на запуск "Аэроэкспресса" — скоростной электрички от Балтийского вокзала до аэропорта Пулково. Хотя казалось, что счастье близко: в начале сентября вице–губернатор Игорь Албин, курирующий транспортный блок, заявлял, что федеральный центр выделит на проект недостающие 10 млрд рублей. Еще 5 млрд, по словам чиновника, городской бюджет и РЖД потратят на обустройство вокзалов и приобретение подвижного состава. После этого смелого заявления в приемную Игоря Албина поступил запрос депутата Госдумы Дмитрия Ушакова, в котором тот вполне аргументированно усомнился в экономической целесообразности данного проекта. По мнению депутата, маловероятно, что "Аэроэкспресс" будет востребован пассажирами. Засомневались и в Минфине.
В результате все проекты Смольного по увеличению транспортной доступности аэропорта пока ограничиваются выделением специальной полосы для движения общественного транспорта.

Кто зарабатывает больше всех

Можно подумать, что козни строят таксомоторные компании, не желающие делиться деньгами. Однако сами таксисты к такой гипотезе относятся с юмором. Они сегодня контролируют без малого 70% денежного потока в перевозках в аэропорт и из него. Совокупный годовой оборот этого бизнеса — около 1 млрд рублей. "Таксисты получают примерно 1,5 тыс. заказов в сутки из Пулково", — говорит Алексей Эвентов, владелец таксомоторной компании "Такси 6000000".
Некоторую выгоду из сложившейся ситуации извлекает и оператор аэропорта — ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС). Управляющая компания "Такси Пулково", аффилированная с ВВСС через руководителя дирекции Пулково по экономической безопасности Виктора Колпикова, зарабатывает на распределении заказов такси. Управляющая компания, по признанию таксистов, берет около 20% стоимости заказа за доставку пассажира от аэропорта до дома, что составляет около 60 млн рублей в год. Часть этих средств перепадает ВВСС. "Получаемых средств едва хватает на то, чтобы покрыть затраты компании", — пояснили в ВВСС.
Таксисты получают львиную долю доходов, перевозя менее 10% общего пассажиропотока Пулково. Большинство граждан (70%) пользуются услугами автобусов ГУП "Пассажиравтотранс" и ООО "Пассажиртранс", которые курсируют между аэровокзалом и станцией метро "Московская". Годовой доход автобусных перевозчиков на этих маршрутах — около 300 млн рублей. "Там работают 19 автобусов большой и особо большой вместимости", — сообщили в ГУП "Пассажиравтотранс".
Оставшиеся 10% авиапассажиров добираются до аэропорта и выбираются из него на личном транспорте.

Пассажиров мало

После того как Смольный подписал с ВВСС договор реконструкции аэропорта, в недрах городской администрации сразу же стали зреть проекты по доставке пассажиров в Пулково.
В 2009 году впервые появилась идея строительства "Надземного экспресса" — скоростного трамвая, соединяющего аэропорт с Московским вокзалом (см. "Рассматриваемые проекты..."). Запустить этот трамвай хотели к открытию нового терминала, однако инвесторов на реализацию этого проекта так и не нашли. Когда стало понятно, что частные инвесторы не горят желанием вкладываться в общественные транспорт, Смольный решил совместно с РЖД запустить в 2015 году электричку с Балтийского вокзала. Здесь ставка делалась уже на федеральный бюджет, однако с 2012 года, когда об этом проекте было впервые заявлено, выбить из него средства так и не удалось.
В ВВСС сообщили, что со своей стороны сделали все, чтобы к моменту запуска терминала к нему мог бы подходить железнодорожный транспорт. "Строительство железнодорожного вокзала предусмотрено проектом, даже место под него зарезервировано", — пояснили в управляющей компании.
В 2013 году Смольный решил копать в Пулково метро. Открыть новую станцию хотели к чемпионату мира по футболу 2018 года, однако и для этого проекта денег в федеральном бюджете (42 млрд рублей) не нашлось.
При существующем пассажиропотоке ни один проект не окупится менее чем за 10 лет. Например, если взять финансовые результаты московского "Аэроэкспресса" и экстраполировать их на петербургский проект, то инвестиции в запуск электрички от Балтийского вокзала до Пулково будут окупаться более 10 лет при двух условиях: цена билета будет, как в Москве, 470 рублей, а электричка будет перевозить не менее 9,5 млн человек в год.
"Надо еще учитывать значительное падение пассажиропотока в Пулково, что удлинит срок окупаемости любого проекта", — добавляет Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела ИК "ЛМС". По его мнению, пока ситуация в экономике не стабилизируется, вряд ли Смольному удастся найти средства на реализацию транспортных проектов в Пулково.
Если мы серьезно хотим сделать из Пулково международный хаб, то Смольному просто необходимо менять транспортное сообщение с аэропортом. Существующее сообщение — исключительно с помощью автобусов — никуда не годится. На мой взгляд, аэропорт должен быть связан с городом, во–первых, скоростной автомагистралью. Для этого надо продлить ЗСД, пустить его через аэропорт. Во–вторых, нужно пустить через Пулково метро, но оно должно проходить через аэропорт в Пушкин. Это также решит транспортную проблему Пушкина, увеличится трафик, сократится срок окупаемости проекта. А запуск "Аэроэкспресса" — это полумера.
Андрей Карпов
председатель совета директоров аналитического бюро "Дорн"
Мы сожалеем о том, что проект строительства линии аэроэкспресса не получил финансирование. Вместе с тем ВВСС поддерживают приход любого рельсового скоростного транспорта в аэропорт. Безусловно, наиболее удобный для пассажиров вариант — метро. Однако данное решение — самое затратное с точки зрения как материальных, так и временных ресурсов. Появление любого рельсового транспорта в аэропорту сделает его более удобным для пассажиров и поставит Пулково в один ряд с крупнейшими аэропортами России и Европы по уровню транспортной доступности.
Ярослав Зубилов
директор по взаимодействию с органами власти и связям с общественностью ООО "Воздушные ворота Северной столицы"