Почему российский рынок лизинга продолжает падать

Объем рынка лизинга по итогам первого полугодия 2015 года сократился на треть. В Петербурге хуже всего дела обстояли в лизинге строительной техники. Предпосылок для улучшения ситуации на рынке пока нет.

Из–за сокращения количества лизинговых сделок объем нового бизнеса (стоимости имущества, переданного в лизинг за полугодие) компаний в России упал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на треть, до 244 млрд рублей, подсчитали в "Эксперт РА". Сумма новых договоров также сократилась на треть, до 348 млрд рублей. В целом рынок сжимается последние 4 года, однако темпы его падения в текущем году существенно усилились. Сокращение суммы новых договоров отразилось на размере лизингового портфеля, который перестал расти и по итогам первого полугодия составил 2,9 трлн рублей. Предпосылок для улучшения ситуации на рынке пока нет.
Из топ–20 российских компаний объем нового бизнеса сократился у восьми, при этом 18 лизингодателей показали сокращение количества заключенных сделок. Как отмечают аналитики "Эксперт РА", в текущем году объем полученных лизинговых платежей значительно (на 38%) превысил объем профинансированных средств, что может привести к последующему сокращению лизингового портфеля. Аналогичная ситуация была в 2009 году.

Сжатие рынка

Что касается Петербурга, то динамика рынка здесь хуже, чем в целом по стране. Объем новых договоров за год в городе снизился почти в 2 раза, с 43 млрд до 22,6 млрд рублей. Доля Петербурга в объеме нового бизнеса в целом по стране снизилась с 8,5 до 6,5%.
"В первом полугодии розничные сегменты лизинга стали "оживать" только ко II кварталу — в первые 3 месяца на традиционное сезонное затишье наложились негативные для рынка последствия, связанные с повышением ставки ЦБ и девальвацией рубля, — говорит генеральный директор компании CARCADE Алексей Смирнов. — Ситуация в приоритетном для нас сегменте автолизинга стабилизировалась ближе к середине года, и уже в III квартале мы фиксировали позитивные тренды, связанные с ростом активности клиентов и увеличением количества сделок".
По его словам, структура нового бизнеса CARCADE в Петербурге в 2015 году не претерпела существенных изменений: около 85% лизинговых сделок касаются легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта — компания смогла сохранить и целевую аудиторию, и уровень привлекательности лизинговых программ.

Лизинг с льготами

Так, наибольшая доля в структуре нового бизнеса пришлась на автолизинг, хоть и в денежном выражении его объем сжался на 21,4%. Поддержку данному сегменту оказала госпрограмма льготного лизинга автотранспорта, запущенная во II квартале текущего года.
"Госпрограмма активизировала автолизинговые сделки, но не смогла восстановить прошлогодние объемы сегмента. Если в сегменте лизинга легкового автотранспорта в Петербурге объемы снизились на 5–7%, то на рынке лизинга грузовиков можно говорить о снижении на 30%", — констатирует Алексей Смирнов. — Сегмент лизинга легкового автотранспорта, согласно средневзвешенным прогнозам, по итогам 2015 года упадет на 5–10%. Мы также исходим из того, что новый бизнес компании в этом году не вырастет".

Стройка буксует

"Лизинговый портфель в Петербурге в первом полугодии 2015 года показал незначительное снижение (в пределах нескольких процентов) по сравнению с первым полугодием 2014 года", — говорит старший вице–президент автофинансовой компании "Европлан" Александр Михайлов.
По его наблюдениям, в целом по рынку наибольшее снижение происходит на рынке лизинга спецтехники и грузового транспорта, а максимальный рост наблюдается на рынке лизинга легкового транспорта сегмента luxury. Рынок лизинга строительной техники по сравнению с прошлым годом существенно сократился — темп падения близок к 60%, говорит Александр Михайлов. Как он объясняет, это связано как с общей экономической ситуацией в стране, так и с завершением крупных инфраструктурных проектов федерального масштаба, для которых такая техника требовалась. "По итогам 2014 года совокупный объем нашего нового бизнеса в этом сегменте составил более 4,5 млрд рублей. Возможно, результаты 2015 года будут более скромными, но долгосрочная тенденция роста доли автолизинга (включая лизинг строительной техники) сформировалась в последние 5 лет и будет сохраняться в дальнейшем", — делится Александр Михайлов. Он добавляет, что динамика бизнеса "Европлана" в III квартале положительная, ежемесячный прирост составляет 15–20%. Но здесь работает и фактор сезонности — с сентября начинается плавный рост спроса на лизинг по сравнению с летними месяцами.
Стоит отметить, что в первом полугодии по сравнению с тем же полугодием 2014 года доля просроченной задолженности в портфеле выросла с 6 до 10% в целом по стране. Хотя в Петербурге ситуация не настолько критична, уровень просрочки здесь составил 7,8%.