Зачем петербургские бизнесмены встали на коньки и взяли в руки клюшки

Автор фото: Михаил Метцель/ТАСС

Хоккей в России — это уже давно больше чем спорт. Все информагентства страны с гордостью сообщили, что Владиир Путин в свой день рождения забил семь шайб за матч. "ДП" выяснил, зачем петербургские бизнесмены встали на коньки и взяли в руки клюшки.

Все новые и новые турниры, лиги и клубы в двух столицах возникают со скоростью никак не меньшей, чем забивает шайбы Владимир Путин. Играют министры и депутаты, сенаторы и губернаторы, олигархи и обычные миллиардеры, банкиры и директора заводов.
Во время матчей Ночной хоккейной лиги, созданной в декабре 2011 года по инициативе Путина, на площадке одновременно присутствуют многие миллиарды долларов и гигантский административный ресурс. Обладатели состояний с девятью и более нолями просыпаются в пять утра, чтобы успеть на тренировку к семи, и возят с собой в автомобиле бизнес–класса форму, клюшку и коньки.
В любительском хоккее Петербурга счет команд идет на сотни, а игроков — на многие тысячи. Предприниматели играют вместе с бывшими хоккеистами, студентами и представителями всех возможных профессий. Мы поговорили с шестью бизнесменами — чтобы, как и положено, получилась "великолепная пятерка и вратарь".
Я играл в хоккей в детстве, мама отдала в секцию еще в 6 лет, и до 12 лет я катался по две–три тренировки в день. Условий не было никаких, тренировки на открытом катке. Все это, конечно, закаляло характер. Потом началась взрослая жизнь, бизнес, но в какой–то момент я понял, что должна быть не только работа. Сейчас бывает до 10 тренировок и игр в неделю. Иногда утром, до работы, на подкатку, потом на работу, а после работы снова на тренировку или на игру. Если есть вечером переговоры или важные встречи, конечно, я не иду на хоккей. Хотя если это самые важные игры, то стараюсь переносить и встречи, и командировки. Так что бизнес немножко подстраивается под игру. Сумка с формой всегда в машине, и часто бывает так: после командировки я сразу на работу и оттуда — играть. Ни работе, ни семье это не мешает. Им, наоборот, нравится, что директор и отец такой спортивный. Играли мы и в Москве, в крупном турнире Ночной хоккейной лиги. Виталий Мутко вручал победителям звания мастеров спорта и ваучеры на 100 млн рублей на строительство катка. Его называют в честь победителей и, построив, передают местным властям. Цель в том, чтобы все регионы вовлекли сорокалетних людей в спорт, а те потом привели и своих детей. Пересечений хоккея с бизнесом много. Во–первых, всегда есть о чем поговорить, если человек тоже играет. Во–вторых, мы так и новые виды бизнеса придумали. Сейчас создали линейку хоккейного снаряжения, некоторые вещи даже запатентовали, маску например. Планируем продавать и в России, и в Европе.
Александр Подсухин
Генеральный директор компании «Металлопродукция», 1964 г. р., ХК «Шериф»
Со школьных лет я всерьез занимался двумя видами спорта — хоккеем и боксом. Боксом заниматься давно перестал, а в хоккей играю до сих пор. Тренируюсь 5 раз в неделю, когда нет командировок. Возможность тренироваться на самом деле есть всегда. И это просто необходимо для работы: надо поддерживать высокий тонус, «в здоровом теле — здоровый дух» — и наоборот. Плюс это здорово снимает стресс, лучше побегать и покричать во время игры, нежели выпить кружку пива. Принимать решения, рулить и так далее — в бизнесе не главное. В бизнесе, как и в хоккее, нужно уметь играть в пас, играть друг с другом. Что такое форвард без хорошего распасовщика? Задача топ–менеджера — выкладывать пасы так, чтобы люди могли что–то сделать. Вот пример. Допустим, вы хороший форвард, вы любите и умеете забивать. Идет игра, третий период, полминуты до конца. Вы выходите против вратаря, рядом — партнер по команде, но вы ведь всегда забиваете сами? И вы не отдаете пас партнеру. Вы бросаете и не попадаете, или вратарь парирует. Все всё прекрасно понимают, да и любой может ошибиться. Но если бы вы отдали пас, вероятность гола была бы в разы больше. Все люди разные, как правило, каждый, кто работает, — это сформировавшаяся личность, и его уже не поменять. Задача — суметь собрать разных людей воедино. Спорт, конечно же, расширяет круг общения и сближает людей, но в спорте я не ради бизнеса и контактов. Спорт есть спорт, а бизнес есть бизнес.
Дмитрий Никитин
Президент компании «Евросиб — транспортные cистемы», 1971 г. р., ХК «Компрессор»
Я в детстве болел за московский «Спартак», хотя и жил в Ленинграде. Просто потому, что это не ЦСКА, который всегда выигрывает. Когда наш СКА заиграл приличнее — начал болеть за них. Играл в детстве во дворе, в ботинках, гонял шайбу по асфальту. В 1978 году врезался в борт и сломал ногу. Когда вылечил — из тех коньков уже вырос. В следующий раз хоккей ко мне пришел только через 31 год. Я тогда занимался горными лыжами, и однажды мы решили погонять в хоккей на льду озера на горнолыжном курорте. Потом втянулись. Постепенно появились другие заинтересованные люди, стали образовываться команды. Люди там абсолютно разные, от студентов до бизнесменов, с разным уровнем дохода, но это не мешает. Единственная разница — студенты играют бесплатно, а люди состоявшиеся платят членские взносы. Главное для меня в хоккее — кураж. Когда получается что–то из того, что получается редко. Это может быть на индивидуальном уровне, может на командном. Командный кураж — дело редкое, но оттого особенно впечатляющее. Проводить параллели между моей позицией в хоккее и в бизнесе сложно — разные уровни. Если бы я бизнесом занимался так же «хорошо», как играю в хоккей, то, наверное, давно бы обанкротился. Знакомые предприниматели–хоккеисты у меня есть. Меняется ли мое к ним отношение, если я узнаю в них коллег по увлечению? Я так скажу: когда человек играет в хоккей, это вызывает у меня уважение. А с теми, кого я не уважаю, я не общаюсь.
Григорий Щербаковский
член совета директоров ОАО «Балтинвестбанк», 1965 г. р., «ЛаРики–2013»
Я увлекался хоккеем в детстве и сам играл, а на стене в моей комнате висел плакат с великой советской пятеркой — Фетисов, Ларионов, Макаров и так далее. Потом вернулся в спорт уже через работу. Дело было в Москве. Наши руководители, канадцы, для которых хоккей — не просто любимый спорт, а почти религия, предложили создать команду. Когда я переехал в Петербург, тоже нашлись единомышленники, и появилась команда. Хоккей в бизнес-среде действительно в последнее время набирает популярность. Одно из доказательств — ставшие регулярными матчи во время экономического форума. Играю я крайнего нападающего. Ну и по жизни я скорее нападающий. Интересно движение ради достижения цели. С другой стороны, в хоккее все нападают и все защищаются. Это командная игра, она — про решение командных задач. Параллельно мы взаимодействовали с хоккеем и по работе. Например, консультировали Континентальную хоккейную лигу, когда ее начинали создавать. Есть разные спортивные бизнес-проекты компании, которые я курирую. В лиге немало людей из бизнеса. Конечно, общее увлечение помогает решать вопросы. Хоккей помогает поддерживать старые контакты, находить новые. В раздевалку никто с деловыми вопросами не приходит, но если я на следующий день с хоккейным знакомым встречусь в офисе, нам будет проще понять друг друга.
Шариф Галеев
глава СПб филиала компании Delloite, 1976 г. р., ХК Work & Sport
Играть в хоккей стало модно лет десять назад. Компания «Маккензи» в Москве снимала лед, и однажды друзья пригласили меня поиграть. Мне понравилось, и, переехав в Петербург, я уже сам искал площадки. Сейчас у нас своя команда, костяк у нее «полиметалловский», нашей компании. В городской лиге мы сейчас не играем, это занимает слишком много времени. Просто пару раз в неделю играем между собой. Это не так азартно, как в лиге, зато есть удовольствие от игры с товарищами. Я играю в защите. И в бизнесе я тоже скорее защитник. Финансы — это защита. Нужно следить за рисками и стремиться их минимизировать. Понимать, в какой момент может случиться что–то плохое. Чем отличается хоккей от других видов спорта? Техническим элементом, который в нем есть. Есть нечто техническое, что дает тебе скорость, маневренность, новые ощущения — в случае с хоккеем это коньки. Общение с партнерами, конечно, помогает. Иногда и в раздевалке, и на скамейке обсуждаются деловые вопросы. Любая командная игра создает личностные отношения. Всегда проще работать с людьми, с которыми у тебя есть какие-то личные отношения.
Сергей Черкашин
заместитель генерального директора по финансовым и экономическим вопросам компании «Полиметалл», 1962 г. р., ХК «Полиметалл
Я рос в Екатеринбурге, а там все играют в хоккей во дворах. Потом, намного позже, мой одноклассник приехал из Америки и рассказал, как у них там все устроено с взрослым хоккеем для непрофессионалов. Для всех возрастов. И я с удивлением выяснил, что у нас оно точно так же устроено. До 70 лет люди играют, и бывшие хоккеисты, и просто любители. Это целый мир. Раньше я играл в городской хоккейной лиге, теперь просто встречаемся в составе любительских команд. Главное тут — найти свой уровень, свою команду, в которой тебе будет интересно. Рваться в мастера или играть с начинающими не стоит — быстро поймешь, что это неинтересно. И еще одна важная вещь: это командный вид спорта. Не важно, директор ты, менеджер или водитель, мастер или любитель — без команды у тебя ничего не получится. Надо чувствовать других игроков, быть с ними на одной волне. Я до хоккея всегда занимался индивидуальными видами спорта, и мне этой командности очень не хватало. Многие коллеги играют в хоккей, и это, конечно, дополнительный плюс для бизнеса. Плохих людей я там не видел. Это же быстро проявляется — как человек ведет себя в раздевалке, на площадке. И людей, с которыми было бы неприятно, я там не встречал. Это же не бизнес, где ты «должен». Тут всё делают по доброй воле. Никто не пытается ничего продать прямо на скамейке запасных. Но если я знаю, что этот человек хоккеист, в моих глазах это добавляет ему баллов, конечно. У меня были контракты, которые начинались таким образом.
Андрей Лушников
председатель совета директоров группы компаний «БестЪ», 1967 г. р., ХК «Винтаж»

Кто еще из бизнесменов и чиновников  играет в хоккей