Раздавая имена стадионам чемпионата мира по футболу, оргкомитет решил сильно не заморачиваться - почти все стадионы названы так же, как города, где они расположены. Остается надеяться, что этот дух унылости куда-нибудь развеется, потому что так провинциально относиться к событию мирового масштаба нельзя.
Оргкомитет чемпионата мира по футболу - 2018 объявил официальные названия стадионов. Всего стадионов, как известно, 12 в 11 городах. В общем, повезло сочинскому стадиону, который остался "Фиштом", и московским, где историческое название сохранили за "Лужниками" и на время ЧМ назвали "Спартаком" "Открытие-арену".
Все остальные тупо получили имена по названию городов. В Петербурге это, соответственно, "Стадион Санкт-Петербург", в Ростове "Ростов Арена", в Самаре "Самара Арена" и т. д. Ну хорошо, в Саранске будет все-таки "Мордовия Арена". Бог знает, чего это стоило республиканским властям.
Потрясающий муниципальный креатив. Так и представляется ночной мозговой штурм, литры кофе, полные пепельницы: "Черт, как же нам назвать стадион в Санкт-Петербурге? Что у них там вообще есть? - Идея! Стадион Санкт-Петербург! - Ты просто гений, мы спасены!" Кстати, выбор между стадионом и ареной, кажется, имеет простое объяснение: если все регионы расположить в алфавитном порядке на латинице, за вычетом Москвы и Сочи, то получается, что именовали их просто по очереди, стадион-арена-стадион-арена.
Официальный релиз сообщает, что "Фишт" в Сочи назван в честь горы на Кавказе, "Лужники" - в честь района Москвы, "Спартак" - футбольного клуба. Благодаря "Мордовия Арене" "у болельщиков со всего мира будет шанс больше узнать о мордве - многочисленной проживающей в России национальности с богатым языковым и культурным наследием" (хотя, коли так, надо было называть уж "Мокша-Эрзя Арена"). По поводу остальных сухо сказано: "названия совпадают с именами городов". Ни о чем болельщики не узнают.
На предыдущих чемпионатах такого не было. В Бразилии стадионы имели красивые интересные названия, отображающие или географические, или еще какие-нибудь местные особенности. "Амазония", например, или "Кастелао" ("Большой замок"), или "Байшада" (джинн - покровитель местного клуба). В ЮАР были, конечно, исключения типа "Кейптауна", но в основном арены сохранили свои обычные имена, часто - названия в чью-то честь. А в 2018-м телекомментаторам придется говорить: "Мы начинаем репортаж со стадиона "Стадион Санкт-Петербург" в Санкт-Петербурге".
На фото: «Стадион Лужники»- Москва
Ни в одном городе, кроме Москвы и Сочи, не оказалось никаких "культурных или футбольных аспектов", с которыми могло бы быть связано название. Почему не назвать стадион в Калининграде, например, "Янтарный" - Amber stadium? Уж точно Ural и Volga гораздо объемнее и четче, чем Yekaterinburg и Nizhniy Novgorod, да и произносить иностранцам легче. Про Петербург и говорить нечего - здесь варианты названия на каждом шагу валяются.
Кстати, регионам самим предлагалось подобрать названия для своих стадионов. Власти проводили конкурсы. И самое главное, варианты-то были. В Самаре оргкомитету предложили "Космос-арена", в в Волгограде строили "Арену "Победа". Все это лучше, чем "Самара" и "Волгоград". Но в большинстве городов люди сами проголосовали за самый примитивный вариант. Во всяком случае так сказали чиновники, будем надеяться, это неправда, потому что это много говорит и о восприятии жителями своих городов. Это же не просто так название, это видение своего места в России и мире, часть презентации региона.
Им и в голову не приходит, что это для местного кроме родного города ничего не существует, а для стороннего болельщика Нижний Новгород от Самары неотличим, это просто слова, а смысл названия в том и состоит, чтобы выделиться, заинтересовать, привлечь к себе. Комментаторы обычно останавливаются на истории стадионов, и это отличный способ рассказать миру о себе какую-нибудь дополнительную историю ("Космос-арена" названа так потому, что здесь Сергей Королев строил ракету для Гагарина", или "Янтарный" получил свое название потому, что в этом регионе добывается почти весь мировой янтарь", упоминание "Арены "Победа" автоматически означает рассказ о Сталинградской битве, а так будет: "Стадион "Волгоград" называется так, ну, потому что он в Волгограде, переходим к составам команд..." - и не понимать этого может только совсем уже замшелый чиновник). Названия-то городов и так будут произносить, но миллионы телезрителей не поймут, а где это вообще - Rostov и чем он отличается от Kazan. Ну и ни одного туриста это, конечно, не привлечет, не сделана даже попытка его привлечь.
В общем, с фантазией в России проблемы. Все это сильно отдает казенно-бюрократическим духом; организаторы, кажется, думают, что проводят чемпионат ради грамоты от президента, а не для всего мира. Хорошо бы все остальное оформление не отдавали на откуп тем же креативщикам. Чтобы не получить самый унылый чемпионат в истории.