Почему петербургские промышленники не смогли воспользоваться девальвацией рубля

Петербургские промышленники не смогли воспользоваться ослаблением рубля и увеличить поставки продукции на экспорт. Они по привычке наращивают обороты, повышая цены.

За прошедший год, с октября 2014 года, рубль обесценился на 65% к доллару и на 46% к евро. На столько отечественные товары стали дешевле в сравнении американскими и европейскими. Однако за все это время петербургские промышленники так и не смогли воспользоваться ценовым преимуществом, чтобы занять долю на внешнем рынке.
Не получилось у них оперативно наладить выпуск товаров для иностранных заказчиков, хотя стоимость труда на местных заводах и фабриках, как уверяют некоторые экономисты, теперь почти на 25% ниже, чем в Китае: средняя месячная зарплата в РФ, пересчитанная в доллары, составляет $590 против $775 в Китае. А в некоторых случаях разница еще больше, ведь зарплаты своим работникам многие отечественные предприниматели не индексировали в течение года.
Вопреки ожиданиям многих экспертов и чиновников девальвация не обернулась ростом валютной выручки у местных промышленников. Даже наоборот, экспорт резко упал. По данным Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), промышленные предприятия Петербурга и области в первом полугодии 2015 года по сравнению с тем же периодом 2014 года сократили экспорт товаров на 33%, до $12,8 млрд.

Экспортная дисфункция

Роста экспорта не произошло из-за того, что продукция большинства наших предприятий неконкурентоспособна на внешнем рынке. Например, многие отечественные фармацевтические компании, которые, по сути, фасуют импортное сырье под собственными брендами, не способны производить лекарства в соответствии с международными требованиями.
"Требования с каждым годом усложняются. Во многих странах уже требуют досье на препараты в формате CTD (этот формат предусматривает указание в сопроводительных документах состава лекарственного средства, данных о его клинических испытаниях, их эффективности и т. д. — dp="r"u.)", — объясняют в компании "Полисан". По словам специалистов компании, таких форматов у российских производителей не много, они есть только у современных фармацевтических предприятий.
"Старые заводы с устаревшей дженериковой номенклатурой, скорее всего, будут отрезаны от внешних рынков и в ближайшем будущем должны прекратить свое существование", — предполагают в "Полисане".

Надежда отрасли

Положительную динамику экспорта сегодня демонстрируют только те компании, которые улучшили качество продукции задолго до девальвации. Без модернизации не добиться успеха на международных рынках, уверена Екатерина Матвеева, гендиректор ООО "АОМЗ" — эксклюзивного дилера трубной компании "Свободный сокол". Благодаря обновлению производства эта компания сейчас энергично наращивает сбыт за пределами РФ. В этом году экспортная выручка "Свободного сокола" может превысить доходы от реализации на внутреннем рынке: за 8 месяцев текущего года в сравнении с аналогичным периодом 2014 года экспорт возрос на 12%, а сбыт в России упал на 20%.
Петербургский тракторный завод (ПТЗ, входит в группу "Кировский завод" Георгия Семененко) в предшествующие кризису пару лет активно улучшал продукцию и теперь пытается продавать свои трактора в Германии, Австралии, Канаде, Чехии, Франции, Румынии и Египте. Это новые для компании рынки: прежде она продавала тракторы преимущественно в России и в двух странах СНГ — Белоруссии и Казахстане. Заместитель директора по продажам ПТЗ Борис Филин надеется удвоить экспорт в этом году в сравнении с прошлым. ПТЗ уже поставил первый "Кировец" в Германию, до конца года отгрузит еще девять. Всего же компания с начала года продала за рубеж свыше 90 тракторов.
В наиболее выигрышной ситуации оказались недавно открывшиеся либо модернизированные заводы, а также те, которые были построены в России иностранными компаниями, отмечает генеральный директор компании "Желдорэкспедиция" Владимир Назаров. Они уже, как правило, ориентированы на современные международные требования, поэтому могут беспрепятственно экспортировать свою продукцию. Например, Bosch und Siemens Hausgeraete GmbH собирается к 2018 году удвоить экспорт в Европу со своего петербургского завода в Стрельне.
Пока только 10% выпускаемых здесь стиральных машин и холодильников (около 50 тыс. штук в год) продается за рубеж, преимущественно в Испанию, Италию и Францию. Петербургский завод Hyundai начал поставки автомобилей в Египет и Ливан. А с 2016 г. корейский автогигант намерен поставлять транспортные средства из РФ в Восточную Европу. ГК "Взлет" (изготовляет приборы учета коммунальных ресурсов) намерена выйти на рынки Турции и Иордании. Фармацевтический завод "Полисан" планирует выйти на рынки Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.
"Я с умеренным оптимизмом смотрю на перспективу роста экспорта в 2016 году. Думаю, он увеличится на 5-7%", — прогнозирует Владимир Назаров из "Желдорэкспедиции".
В сложившихся экономических условиях местным промышленникам сложно привлекать кредитные ресурсы для модернизации производства и налаживания экспортных каналов сбыта. Для них важнее сохранить платежеспособность в условиях падающих оборотов и нарастающих затрат. Поэтому промышленники активно повышают цены.
Так, согласно данным " Петростата ", за 8 месяцев этого года местные производители промтоваров повысили цены на свою продукцию на 9,9% (для сравнения: за аналогичный период 2014 года они подняли цены на 5,3%, а в 2013 году — на 2%).
Для всех производителей экспорт — это диверсификация рынков и валютная выручка. Рынки СНГ наиболее близки нам и по менталитету, и по требованиям к препаратам, и по подходам лечения. Правда, в последнее время точек для роста в странах СНГ становится меньше, так как требования ужесточаются, плюс там растет местное производство. Одна из ключевых возможностей — развитие рынка ЕврАзЭс. Но, думаю, это будут незначительные объемы. Основные игроки там уже давно присутствуют.
Дмитрий Борисов
Коммерческий Директор ООО "НТФФ "Полисан"
Переориентация на внешние рынки вряд ли будет легкой: за годы растущего внутреннего рынка и высокого курса рубля российским несырьевым экспортерам было крайне сложно стать конкурентоспособными в международной торговле, маркетинге, трансграничной исходящей логистике. Несмотря на всю кажущуюся престижность профессии, большинство выпускников по специальности "международная торговля" или занимаются импортом, или вообще работают не по специальности. Но экономическая необходимость — лучший учитель.
Дмитрий Коляков
Управляющий Партнер Практики "Промышленность" Консалтинговой Группы "Нэо Центр"