Трое основателей "О’Кея" впервые за 10 лет вернулись к ручному управлению своей сетью

Акционеры сети "О’Кей" впервые за последние 10 лет взяли в свои руки оперативное управление главным активом. Собственники рассчитывают улучшить ситуацию в компании, которая демонстрирует самые худшие темпы роста среди публичных продуктовых сетей.

Как рассказали "ДП" несколько бывших сотрудников "О’Кея", петербургские миллиардеры Борис Волчек, Дмитрий Коржев и Дмитрий Троицкий (соответственно 19–е, 20–е и 21–е места в рейтинге миллиардеров "ДП") уже несколько месяцев работают в московском офисе сети, вникая во все бизнес–процессы своего главного актива. Такой контроль акционеров связан с ухудшением финансовых показателей ретейлера. Последний год "О’Кей", насчитывающий 112 магазинов по всей стране, демонстрирует самые худшие темпы роста среди публичных FMCG–сетей.

Акционеры встали у руля

Дмитрий Коржев , Дмитрий Троицкий и Борис Волчек — персоны непубличные, темные лошадки российского ретейла. За всю историю сети ее акционеры практически не общались напрямую с топ–менеджментом компании, кроме генерального директора, и в головном офисе не появлялись. Непосредственное участие в делах компании они принимали только в самых экстренных случаях — например, в 2011 году, когда обрушилась крыша первого гипермаркета "О’Кей" на Выборгском шоссе, акционеры использовали все свои связи в администрации Петербурга для решения проблемы.
Но это была нештатная ситуация. В оперативное же управление Дмитрий Коржев, Дмитрий Троицкий и Борис Волчек никогда не вмешивались.
В этом году все кардинально изменилось. Как рассказали "ДП" сразу несколько бывших сотрудников "О’Кея", после ухода 1 мая генерального директора Тони Майера акционеры поставили на руководящие должности проверенных людей из команды, которая работала с ними на этапе основания сети, и постоянно наведываются в московский офис.
Причем уход Тони Майера стал неожиданностью для рынка. Он произошел буквально за 2 недели до назначенного большого приема с журналистами и финансовыми аналитиками, где Тони Майер должен был рассказать о планах компании.
Новым генеральным директором стал Хейго Кера, который начал сотрудничество с акционерами "О’Кея" еще в 2000 году. По сути, он является создателем самой концепции "О’Кея". С 2010–го по 2013 год Хейго был председателем совета директоров ГК "О’Кей".
За полтора месяца до ухода Тони Майера, 10 марта, в компанию вернулся Алексей Краузе, который работает с акционерами ГК "О’Кей" с 2003 года. С декабря 2003–го по март 2008 года он возглавлял компанию "Доринда", которая строила "О’Кеи".
По словам источника "ДП", сейчас акционеры "очень вовлечены во все процессы". "Они стали общаться не только с первой, но и со второй линейкой персонала и даже взаимодействовать с отделом кадров", — рассказал один из бывших сотрудников.
"Акционеры оборудовали себе кабинет в одной из переговорных комнат офиса и систематически участвуют в жизни компании", — рассказал другой источник "ДП", отказавшийся от дальнейших комментариев.
При этом собственники компании не афишируют свое присутствие. Опрошенные "ДП" бывшие сотрудники "О’Кея" при увольнении подписывали соглашение о неразглашении конфиденциальной информации, поэтому о дальнейших планах компании рассказывать отказались.
Акционеры "О’Кея" — петербургские бизнесмены, и очевидно, что для оперативного управления им приходится постоянно летать в Москву, где по настоянию бывшего генерального директора Патрика Лонге (управлял сетью в 2007–2014 годах) был открыт головной офис. Часть подразделений "О’Кея" по–прежнему находится здесь, и сотрудники постоянно курсируют между двух столиц. Однако на вопрос о том, возможно ли возвращение головного офиса в Петербург, в компании не ответили.

Подвела концепция

За последний год финансовые показатели "О’Кея" на фоне других публичных ретейлеров выглядят не лучшим образом. Так, чистая торговая выручка сети в первом полугодии 2015 года выросла на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 74,9 млрд рублей, а выручка сопоставимых магазинов снизилась на 1,7% за счет падения трафика на 3,6%.
Для сравнения: выручка " Ленты " в первом полугодии 2015 года выросла на 33,8%, до 114,9 млрд рублей, а "Дикси" за этот же период увеличила выручку на 23,1%, до 131,6 млрд рублей.
Кроме того, "О’Кею" пришлось существенно скорректировать региональную программу развития. Так, в августе–сентябре ретейлер продал четыре земельных участка и три здания гипермаркетов в регионах своему прямому конкуренту — сети "Лента". Сумма сделок, по экспертным оценкам, тогда составила 1,6–3 млрд рублей.
Кроме продажи собственных участков "О’Кей" стал отказываться и от заключенных ранее договоров аренды в строящихся ТРК. В октябре ретейлер отказался от торговой площади в псковском ТРЦ "Акваполис", открытие которого запланировано на декабрь 2015 года. Это место займет крупный петербургский ТД "Интерторг" с гипермаркетом Spar.
По словам старшего аналитика Райффайзенбанка по сектору потребительских товаров и ретейла Натальи Колупаевой, у "О’Кея" действительно очень сложная ситуация. "Компании надо менять концепцию, позиционирование. Очевидно, что именно этим ретейлер сейчас и занимается", — отмечает она.
Как ранее отмечали эксперты, негативное влияние на "О’Кей" оказал введенный год назад запрет на импорт ряда продовольственных товаров. До введения санкций доля импорта в ассортименте сети превышала 25%, при этом как минимум 10% составляли товары из санкционного списка. У других публичных ретейлеров эта доля была заметно ниже.
Кроме того, целевая аудитория "О’Кея" — это средний класс, который в нынешних условиях начал экономить и переходить на более демократичные форматы магазинов.
Вмешательство собственников в оперативное управление бизнесом не редкость. Так, когда Х5 Retail Group в 2013 году уступила лидерство сети "Магнит", а в компании началась смена топ–менеджмента, Михаил Фридман, совладелец консорциума "Альфа–Групп" (основной акционер Х5), стал участвовать в оперативном управлении компанией.
В кризис такие тенденции только усиливаются. Как ранее писал "ДП", главный собственник "Группы ЛСР" Андрей Молчанов занял должность генерального директора компании, хотя до него этот пост 5 лет занимал Александр Вахмистров.
В " Ленстройтресте " также недавно была аналогичная ситуация: должность генерального директора освободил Александр Лелин, и оперативным управлением занялся основной собственник Дмитрий Игнатьев. За последние полтора года в компаниях "Старт–Девелопмент" и "СПб Реновация" собственники сменили генеральных директоров.
Сейчас времена непростые, и от менеджмента требуются особые действия и решения в финансовых, кадровых, организационных вопросах, а он в свободе принятия таких решений ограничен и ему необходимо обращаться за одобрением к акционерам. Чтобы не тратить время на долгие согласования, владельцы бизнеса начинают заниматься ручным управлением. Очевидно, что сегодня в компании происходит что–то, что требует нестандартных решений, которые могут принимать только собственники. Сейчас цель — стабилизировать ситуацию, и такого рода вовлеченность акционеров вполне оправданна. Сегодня это наблюдается сплошь и рядом. Конечно, это вызывает вопросы и недоумение у инвесторов и аналитиков, если это происходит в публичных компаниях, но, с другой стороны, есть успешный пример работы собственника в "Магните", акционер сети Сергей Галицкий никогда не отпускал компанию в свободное плавание в части каждодневного операционного управления.
Николай Габышев
глава ФПБ "Инвестиционный банк Финпромбанка"
Когда Михаил Фридман (совладелец консорциума "Альфа–Групп", основной акционер Х5 Retail Group. — Ред.) начал взаимодействовать с подчиненными Х5, большого результата это не принесло. Это вполне объяснимо: Михаил Фридман настолько человек–космос, что слишком далек от земных проблем сети. Это все равно что Владимир Путин начал бы управлять Х5. Такие люди должны заниматься макровопросами. Поэтому каждую ситуацию надо рассматривать индивидуально, все зависит от акционера. Например, Андрей Рогачев (основатель "Пятерочки". — Ред.) глубоко понимает всю специфику розничной работы вплоть до работы кассиров. В своей новой розничной сети "Верный" он вникает во многие бизнес–процессы, включая даже такие вопросы, как ввод в ассортимент той или иной позиции. Для "О’Кея", думаю, возвращение владельцев бизнеса к управлению — это положительный момент.
Сергей Лепкович
экс–директор Северо–Западного филиала Х5 Retail Group