Петербургские бизнесмены начали продавать коллекторам долги юрлиц 

Кризис неплатежей привел к появлению у коллекторов новых клиентов. Отчаявшись вернуть деньги, бизнесмены активно продают долги юрлиц.

По данным " Петростата ", сегодня суммарная задолженность петербургских предприятий достигла 6,05 трлн рублей. Это на 16% больше, чем было годом ранее. И значительная часть этой задолженности не урегулирована.
Кризис неплатежей привел к появлению у коллекторских агентств новых клиентов. Если раньше они скупали долги физических лиц, продавцами которых выступали банки, то теперь компании предлагают им неурегулированные долги своих контрагентов.
"ДП" провел опрос петербургских предприятий, и около 20 из них сообщили, что уже обратились к коллекторам или рассматривают такую возможность.
Первыми к идее передать долги коллекторам обратились поставщики коммунальных ресурсов и управляющие компании в сфере ЖКХ.
Например, опыт общения с профессиональными взыскателями уже имеет УК "Стакс". Как рассказал ее совладелец Евгений Пургин, компания передала коллекторам исполнительные листы о взыскании долгов на 100 млн рублей. Коллекторам удалось вернуть "Стаксу" 6 млн рублей, их комиссия составила 17–20%.
Гендиректор холдинга " Теплоком " Андрей Липатов сообщил, что его компания достигла принципиальной договоренности о передаче банку "Россия" долга ГУП "ТЭК" в размере около 1 млрд рублей. В 2013 году "Теплоком" выиграл конкурс ГУП "ТЭК" на поставку и монтаж общедомовых приборов учета тепла на 1,27 млрд рублей. Однако оплата выполненных подрядных работ задерживается. "Передача долга банку позволит нам улучшить финансовые показатели. Мы сможем сократить свою кредиторскую задолженность на эту сумму, что откроет нам больше возможностей по привлечению новых кредитов", — пояснил Андрей Липатов.
" Газпром энергохолдинг " (ГЭХ), контролирующий 51,79% ТГК–1, готов продать долги управляющих компаний по коммунальным платежам. Просроченная задолженность сферы ЖКХ в Петербурге за услуги ТГК–1 по теплоснабжению — почти 5 млрд рублей. "Эффективных способов взыскания этого долга у нас нет", — признает гендиректор ГЭХ Денис Федоров. По оценке главы департамента по правовым вопросам ТГК–1 Елены Михайловой, 60% долга (свыше 3,3 млрд рублей) монополист взыскать не сможет и будет вынужден их списать.

Не все долги одинаково полезны

Как сообщили в компании "Секвойя кредит консолидейшн", до сих пор сделки по продаже коллекторам небанковских долгов были единичными. "Классическая цессия — банковская, никто даже не ведет статистику по другим видам продажи долгов. Основная масса банковской цессии — долги физлиц. Предприниматели, малые и средние предприятия среди этих должников раньше почти не встречались", — пояснила представитель этой компании Анастасия Кривельская–Ершова.
Количество обращений от клиентов–юрлиц растет, но не все долги интересны коллекторам. Среди должников есть перспективные (госпредприятия, фирмы, владеющие большими массивами недвижимости) и малопривлекательные (на грани банкротства, с бедными активами), говорит Анастасия Кривельская–Ершова.

Дилемма коллекторов

Вступление в силу закона о банкротстве физлиц (начал действовать 1 октября), с одной стороны, может лишить коллекторов части клиентов. "Признанный банкротом гражданин будет избавлен от преследования коллекторами и сможет начать жизнь с чистого листа. Правда, с некоторыми временными ограничениями", — говорит адвокат Петербургской коллегии адвокатов Юрий Рубин.
С другой стороны, эксперты указывают, что коллекторы как кредиторы могут сами вступать в процесс банкротства, что может облегчить взыскание долгов.
Напомним, что уже в первый день вступления в силу этого закона в Петербурге иски о личном банкротстве получили 22 человека. В том числе такие известные люди, как основатель компании JFC Владимир Кехман (должен Сбербанку 4,5 млрд рублей), а также совладелец ООО "Решение" Александр Васильев (задолжал ГК "Размах" 500 тыс. рублей).

Умножение банкротов

Однако не все кредиторы готовы делиться с коллекторами частью денег. Гендиректор АО "Газпром теплоэнерго" Леонид Богорад говорит, что оставляет эту меру как крайний вариант: "Коллекторам нужно платить за услуги, а мы надеемся взыскать 100%".
Большинство по–прежнему надеются получить деньги через суд. Так, компания "Беатон" (производитель бетона и асфальта) в 2014 году требовала через суд 120 млн, а за январь–сентябрь 2015 года — уже 190 млн рублей. ГК "Взлет" (приборы учета энергоресурсов) за 2014–2015 годы суммарно подала ко взысканию заявления на 20 млн рублей (при этом в 2009–2013 годах от нее не поступало ни одного подобного иска). "ПТК–Терминал" требует со своих контрагентов около 3,6 млн рублей, в то время как в 2013 году исков было лишь на 728 тыс. рублей.
"В 2015 году " Группа ЛСР " активизировала работу по взысканию долгов с контрагентов, судов стало больше, причем увеличились и суммы взысканий. Однако, даже имея решение суда, вернуть деньги может быть сложно, особенно если должник входит в процедуру банкротства", — говорит региональный директор по правовым вопросам "Группы ЛСР" в Петербурге Анастасия Мирошниченко.
Многие кредиторы сразу направляют в адрес должников банкротные иски, считая их более действенными. База Арбитражного суда СПб и Ленобласти за январь–сентябрь 2015 года насчитывает 1900 банкротных исков — на 31% больше, чем за тот же период 2014–го, и на 46% больше, чем за 9 месяцев 2013 года.
"Оказавшись под угрозой банкротства, должник более энергично ищет возможность расплатиться с кредиторами", — признает глава ассоциации "Дормост" Кирилл Иванов. Но, если этого не происходит, а кредитор и сам находится в кризисной ситуации, продажа долга коллектору остается подчас единственной возможностью быстро пополнить оборотные средства.
У строителей традиционно кредиторская нагрузка выше дебиторской. Основные наши должники — это дольщики и монополисты. Первые, как правило, платят четко, а долги вторых коллекторам, к сожалению, не отдашь — выяснение отношений с монополистами не их уровень. Прошлый кризис показал, что санация юрлиц выливается в их банкротство. Коллекторы в этой ситуации не нужны. Сбрасывать на коллекторов, скорее всего, будут самые безнадежные долги. Чтобы их вернуть, специалистам по взысканию придется постараться.
Александр Рассудов
председатель совета директоров "Лидер групп"
Пока преждевременно говорить о том, станет ли больше сделок у коллекторов по покупке долгов юрлиц на фоне принятия закона о личном банкротстве. Для первой статистики должно пройти время. Но очевидно, что новым законом будут пользоваться миллионы граждан, что снимет социальную напряженность, вызванную в том числе произволом коллекторов. А кредиторы получат возможность взыскивать долги с богатых россиян, которые попрятали свое имущество. Новый механизм дает возможность его искать и продавать.
Андрей Галкин
арбитражный управляющий ООО "Центр списания долгов"