Что делать с неприятным в общении работником

Автор фото: Коммерсант

Мировое менеджерское сообщество обеспокоено проблемой, как это называют в России, чудаков на букву "М", которые, возможно, будучи профессионалами своего дела, тем не менее вносят сумятицу в коллектив своим не самым приятным набором личностных качеств и хамским поведением. "ДП" выяснил, насколько эта тема актуальна для российских компаний.

В компаниях, как и в повседневной жизни, нередко встречаются люди, которые в одном известном фильме были названы чудаками на букву "М". В менеджерской литературе под этим термином подразумевают, мягко говоря, неприятного в общении работника. Профессор Стэндфордского университета, бизнесмен и автор нескольких управленческих бестселлеров Роберт Саттон, как раз изучавший таких работников и написавший об этом книгу, так описывает особенность их поведения: они задирают коллег, оскорбляют и унижают их, ведут себя грубо, агрессивно и невоспитанно и т. д. и т. п. В то же время, как замечает Саттон, они могут приносить компании пользу как профессионалы своего дела. Поэтому бизнес с ними и мирится. Но делать этого не стоит, считает эксперт. Такой работник довольно опасен для компании: он подрывает лояльность персонала, лишает их мотивации и эффективности. Особенно опасен он на посту руководителя компании или HR–отдела. Убытки от присутствия такого М–сотрудника в коллективе по большей части косвенны, но тянут на миллионы: прогулы уставших от его шуток и действий других работников, текучесть кадров, а следовательно, растущие затраты на обучение новых сотрудников, постоянная забота о поднятии корпоративного духа.

В семье не без чудака

Как показал экспресс–опрос "ДП", тема мудаков в коллективе актуальна для многих российских компаний. Обычно такой тип людей не превышает 10% из всех работников, считает бизнес–тренер, партнер Gustav Kaser Training International в России и СНГ Семен Черноножкин. Но есть еще отраслевые особенности, говорят эксперты. Например, довольно часто М–работники встречаются в креативных агентствах и рекламе, на производствах, в сфере строительства и электроэнергетики. "Героев" Саттона можно встретить в любой сфере, — уравновешивает шансы всех менеджер по маркетингу и PR CardsMobile Ксения Рабинович. — Самое негативное влияние на работу оказывают те из них, кто высказывает эмоциональные суждения по вопросам, в которых они не компетентны".
"В нашей отрасли, — рассказывает специалист по HR и PR Quadro Electric Татьяна Млынчик, — сосредоточены преимущественно технические специалисты мужского пола, люди жесткие и прямолинейные. Человек может быть профессионалом высочайшего класса, однако его коммуникативные навыки при этом зачастую оставляют желать лучшего — ненормативная лексика и эмоциональная несдержанность являются обычным делом".
Евгения Богданова, генеральный директор финского проектного бюро RUMPU, считает, что процент М–сотрудников выше в компаниях с долей государственного участия, где многие люди занимают должности вне зависимости от их профессиональных качеств. Главная причина их агрессии, считает она, непрофессионализм.
"Мои мудаки, — делится своим опытом Александр Холмогоров, начальник отдела рекламы и PR ГК "Ростехэкспертиза", — были склонны громко орать, плохо считали, были убеждены в том, что чайка–менеджмент — передовое достижение современной науки, не могли сформулировать в простоте ни одной мысли, не умели брать на себя ответственность. По ряду данных они сейчас в состоянии "оптимизации коллектива", то есть увольняют сотрудников. Управленческие проблемы мудакам неведомы, они искренне считают, что набрали идиотов, а идиоты подставляют им бизнес. В известном смысле так и есть, но идиотов как раз руководящие мудаки и набирают".
Конечно, вариант, когда в этот разряд неприятных попадает сам руководитель, самый худший. "Когда босс, по мнению сотрудников, мудак, то любовь не случится и, как следствие, сотрудник сможет быть замотивирован только на двух уровнях из трех, на уровне "желудка" и "мозга", но никак не "сердца", — говорит Михаил Воронин, старший партнер Winning The Hearts Group, председатель совете директоров агентства "Подъежики". Он приводит в пример известных людей, которые за свою склонность к самосуду и любовь покричать на подчиненных получили не только неприятные прозвища, но и большие финансовые неудачи. Например, экс генеральный директор Royal Bank of Scotland Фред Гудвин по прозвищу Рвущий На Части поставил на грань банкротства один из крупнейших британских банков именно из–за своей несдержанности. Примеров много: это и экс–президент компании Sunbeam Аль Данлэп — Бензопила, и Нейтронный экс генеральный директор General Electric.

Включить нейтрализатор

На вопрос, можно ли как–то нейтрализовать мудаков, раз уж некоторых из них приходится терпеть как профессионалов, половина респондентов ответила отрицательно. "У реального бизнеса нет задачи перевоспитывать взрослого человека. М–чудак может быть суперрезультативным, но разрушит вам коллектив, и устранить последствия его героической деятельности будет в разы дороже. Единственный плюс такого персонажа — он может немного разряжать обстановку вокруг себя, выступая в роли шута. Поэтому, если у вас в штатном расписании есть позиция шута, может быть, вас это и устроит", — замечает Денис Шейбаль, директор по региональному развитию ретейлера "Связной". "От всех мудаков в компании нужно избавляться, — настаивает Егор Клопенко, руководитель PR–агентства Event Management Group. — Любые профессиональные качества ничего не значат в данной ситуации. Любые компромиссы заводят ваши взаимоотношения с сотрудниками в тупик. Нет незаменимых людей. Если же вы считаете, что не можете убрать какого–то человека, пусть даже мудака, то тогда уходить нужно вам — с позиции руководителя".
Нашлись и те, кто считает, что, несмотря на проблемы, работа с таким человек в команде все–таки возможна. "Если М–работникам позволять продолжать заниматься своим делом, а на себя взять роль хорошего полицейского, то такой человек отлично поднимает рейтинг руководства, делает начальника заступником в глазах остального коллектива", — говорит Александр Поляков, сооснователь и CEO Fetchee. Он, как и HR-директор РДТЕХ Марина Кондратенко, считает, что мудак является индикатором адекватности и уровня развития других сотрудников и не будет докапываться до безгрешного сотрудника.
Валентина Смолова, маркетолог компании Decoin, уверена, что наличие "своеобразных" сотрудников допустимо, когда этот сотрудник выполняет индивидуальную работу, а руководитель сотрудника понимает, с кем имеет дело, и контролирует процесс.
Общий же совет таков: ограничить общение неприятного сотрудника с другими представителями коллектива или подобрать ему в команду стрессоустойчивых людей.
Многие оставляют М–работникам шанс, потому что, как заметил Александр Поляков, вспоминая историю одного такого сотрудника, который вел себя некорректно, агрессивно и фамильярно по отношению к коллегам: "На поверку оказалось, что мудак–то был единственным, кто работал, кто болел за фирму. Нормальным мужиком оказался. А настоящими мудаками были белые и пушистые сотрудники".
Эксперты говорят, что не стоит забывать: термин предполагает некоторую субъективность в оценке работника, и хорошо бы не сделать в этом ошибки.