Почему не сбылись прогнозы о падении ВВП России на 8%

Главный экономист Citigroup по России, Казахстану и Украине Иван Чакаров объясняет, почему не сбылись прогнозы о падении ВВП России на 8%.

В конце прошлого года ожидания насчет российской экономики были очень пессимистичные. В декабре усилился кризис, ЦБ повысил ключевую ставку сразу на 6,5% годовых. На рынках была настоящая паника. Консенсус–прогноз аналитиков в начале 2015 года был таким, что ВВП в этом году снизится на 6%. Но многие люди считали, что падение будет не меньше, чем в 2009 году, то есть 8% и более. Мы в Citi с этим не соглашались. В январе мы ожидали снижения российского ВВП в 2015 году на 3%, недавно скорректировали этот прогноз — 3,7%.
Многие эксперты тогда недооценивали то, что перед 2008 годом российская экономика находилась на пике активности, рост ВВП достигал 7–8% и ему было легко упасть на большую величину под влиянием внешнего шока. Перед началом текущего кризиса российская экономика не росла быстрыми темпами. В 2014 году рост ВВП был 0,6%, в 2013–м — 1,3%. Поэтому по чисто математическим причинам снижения ВВП в 7–9% в 2015 году быть не могло.
Кроме того, мы думали, что экономические власти в России, прежде всего Центробанк, сделали правильные выводы после того, что произошло в 2008 и 2009 годах. Тогда курс рубля был фиксированным, Банк России отпустил его только в феврале 2009 года. Следовало сделать это гораздо раньше, и падение ВВП в 2009 году было бы не 8%, а всего 4%, а восстановление после этого пошло бы быстрее. В 2014 году ЦБ довольно быстро перешел к плавающему курсу. У этого решения тоже были минусы: ослабление рубля привело к росту цен и падению потребительского спроса. Но зато оно помогло экономике быстро адаптироваться к внешнему шоку.
За первые 6 месяцев 2015 года рентабельность корпоративного сектора России оказалась на 50% выше, чем за такой же период прошлого года. За последние 5 лет российские корпорации ни разу не были столь рентабельными. Понижение курса рубля увеличило доходы экспортеров, притом что большая часть их расходов зафиксирована в рублях. Но это не означает, к сожалению, что корпоративный сектор увеличит инвестиции в экономику. Чтобы инвестировать, нужна еще уверенность в будущем. Правильной валютной и бюджетной политики, а также больших корпоративных прибылей еще недостаточно для роста экономики. Это первые ступени. Потом надо делать другие вещи: уменьшать коррупцию, создавать благоприятные условия для бизнеса и так далее.
Наш прогноз на следующий год подразумевает рост российского ВВП на 0,5% при базовом сценарии. Среднегодовая цена на нефть Brent в базовом сценарии составляет $53 за баррель в следующем году, в этом — $54. Доллар США в конце 2015 года, по нашему прогнозу, остановится на отметке 68,5 рубля. В конце следующего года — 67 рублей. Сейчас из–за международных санкций, низких цен на нефть и отсутствия реформ потенциальный рост российского ВВП ограничен планкой 1,5% в год. Несколько лет назад эта планка была на уровне 5,5%. Чтобы она поднялась снова до 5%, российские власти должны провести ряд реформ. Для меня важным сигналом того, что такие реформы готовятся, стало бы решение правительства снова запустить масштабную приватизацию активов. Для успешной приватизации неизбежно понадобились бы преобразования, благоприятные для бизнеса и для инвестиций.