Не до инноваций

Государство разрабатывает новые меры по стимулированию бизнеса к внедрению новых инновационных технологий. Однако чем дальше, тем сложнее выглядит эта задача.

Анна Белова, профессор Высшей школы менеджмента НИУ "ВШЭ", недавно написала колонку для РБК, название которой отражает суть проблемы с инновациями: "России не хватило 5 лет для создания фундамента под инновационную экономику. Самое главное — не сформировалась среда, в которой конкуренция за эффективность будет предпочтительнее конкуренции за административный ресурс".
Ранее та же ВШЭ выпустила отчет, согласно которому инновационная деятельность 70% российских предприятий заключается лишь в покупке готовых технологий, например в приобретении оборудования или договорах на проведение исследований. С наступлением новой экономической ситуации стимулов внедрять инновации у бизнеса становится все меньше, тем не менее власти от идеи не отказались и предлагают новые решения.

Не хочешь — заставим

В середине лета Минэкономразвития взялось за актуализацию стратегии инновационного развития до 2020 года. На днях ведомство представило проект первого документа, подразумевающего реальные действия, — поправки в Налоговый кодекс, благодаря которым доходы от акций, облигаций и инвестиционных паев закрытых паевых венчурных фондов, обращающихся в секторе рынка инноваций и инвестиций, будут иметь ставку 0%. Действие льготы продлится до 2023 года.
Концепция законопроекта была поддержана участниками рынка: ОАО "РВК", НП "Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов" и "Национальная лига управляющих", СО "Национальная фондовая ассоциация" и т. д., однако понятно, что возможности влияния этой меры серьезно ограничены. Прежде чем задуматься о налогах на доходы от инноваций, инвестор должен в принципе заинтересоваться этим сегментом, да и рынок ценных бумаг сейчас переживает не лучшие времена.
Другое предложение — ввести квоты для госкомпаний: 2% от их заказа за год и 1% закупок у малого и среднего бизнеса должны уходить на инновационные технологии и услуги. С 2018 года предлагается повысить — до 5% и 2,5% соответственно.
Недостатки очевидны — постановление касается только госкомпаний с выручкой более 1 млрд рублей.
Соответственно, велик риск, что они и так уже тратят на инновации требуемый лимит (в РЖД, например, заявили, что этот показатель у них составляет более 8% заказа) или будут стремиться "подогнать под инновационные" свои действующие закупки. А главное — сам принцип предложения "не стимулировать, а заставлять" будет очень к этому располагать.

Изобрести, но не произвести

Инновации в России по объективным причинам всегда упирались в препятствия — достаточно было понаблюдать, как, например, российские ретейлеры пытаются внедрять кассы без кассиров или даже просто электронные ценники. Многие сферы бизнеса обходятся без гаджетов.
Существует масса различных "списков года" различных технологий, которые изменят мир. Один из наиболее авторитетных выбирает Массачусетский технологический институт, и если проанализировать этот перечень за 2015 год, то единственное, что кажется более или менее востребованным в России, — это технологии мобильных платежей, потому что рынок онлайн–ретейла у нас действительно развит. Возможно, новые технологии медицинской диагностики. Остальное, все, что касается производства, например, фотосинтез для более быстрого выращивания пшеницы (при российских–то объемах незадействованной сельхозземли), 3D–технологии, виртуальные технологии и пр. наши компании вряд ли бросятся внедрять.
Стимулов для разработки и внедрения инновационных продуктов у компаний по–прежнему мало, причем одна из причин — это отсутствие долгосрочного планирования.

Позитив

С другой стороны, отдельные представители бизнеса неоднократно говорили, что нынешняя экономическая ситуация не препятствует внедрению инновационных технологий, а располагает к ним, так как позволяет находить экономичные решения. А значит, потенциал у инноваций есть, и возможно, нам просто нужен глобальный пересмотр стратегии с индивидуальным подходом к каждой отрасли, где стимулированием можно добиться гораздо большего, чем принуждением.
Ведь в создание фундамента для инновационной экономики было вложено немало средств и времени, и потерять все это было бы неправильно. Если отстанем сейчас, догонять будет еще сложнее.