Битва за солодовню

Maxima Legal и "S&K Вертикаль" сражались с юристами Промсвязьбанка за активы солодовни "Невский берег".

Андрей Манский и Константин Баринов, владевшие крупнейшим в России производителем кваса "Дека" (марки "Никола", "Степан Тимофеевич", "Большой квас", "Хлебный") и солодовней "Невский берег", в 2009 году решили поделить бизнес. Но расстаться друзьями бизнесменам мешала общая кредиторская задолженность перед банками почти на 2 млрд рублей. Вариант, при котором Андрей Манский получал 100% "Деки", Константин Баринов — 100% "Невского берега", а долги делились поровну, не устроил партнеров.
Некоторое время солодовенный завод находился в залоге у Промсвязьбанка по долгу в 1,2 млрд рублей, но в 2011 году банк продал акции на торгах.
К началу 2011 года Константин Баринов свои акции "Деки" потерял: они достались по сделке ООО "Пелли–краун", которое впоследствии было ликвидировано. Сейчас компания принадлежит двум офшорам: кипрскому и виргинскому. В 2011 году жена Константина Баринова инициировала бракоразводный процесс и попыталась в Зеленогорском районном суде оспорить продажу акций ее мужем, но неудачно. В конце концов в 2012 году бизнесмены помирились. Баринов отказался от исков, а Манский владел своей долей в "Деке" до 2014 года, после чего вышел из капитала.

Банкротство

Тем временем имущество второй компании — солодовни "Невский берег" — было в октябре 2010 года продано фирмам "Цилен", "Эмирак" и "Ностерс", связанным с Промсвязьбанком. Сразу после этой сделки "Невский берег" получил иск о банкротстве. Сейчас в компании идет конкурсное производство.
Дело о банкротстве плотно контролировалось структурами Промсвязьбанка, с подачи которых были назначены временный, а затем и конкурсный управляющие. В этой ситуации в процедуру вступил небольшой кредитор — производитель напитков из Краснодара ЗАО "Пино" с требованиями на 26 млн рублей. Их интересы представляла фирма Maxima Legal.
Данный кредитор проявлял наибольшую активность в борьбе за возврат средств: в 2014 году юрист Maxima Legal Наталья Зеленцова добилась признания незаконным бездействия управляющего по оспариванию предбанкротных сделок, а затем старший юрист Сергей Бакешин оспорил в первой инстанции сами сделки по отчуждению активов в пользу структур Промсвязьбанка. Этот кейс, кстати, Maxima Legal даже выставила в первом "Рейтинге юристов. Весна–2014", который вышел в июне 2014 года (правда, в топ рейтинга не попал).
Однако затем ЗАО "Пино" неожиданно отказалось от услуг Maxima Legal, фирма вышла из дела, а в апелляции определение об отмене сделок не устояло. Участники рынка не исключают, что причиной расторжения контракта "Пино" с Maxima Legalстали договоренности, достигнутые между кредитором и Промсвязьбанком. Еще двух кредиторов — ООО "Меридиан" (требования на 12 млн рублей) и ООО "Строительство гидротехнических сооружений" (116 млн) — представляла "S&K Вертикаль". Но проявить свое юридическое мастерство они не успели: в 2014 году оба кредитора сами обанкротились, а конкурсные управляющие не стали заключать договоры на сопровождение банкротств. "Денег они, увы, не дождались, — комментирует дело партнер "S&K Вертикаль" Андрей Миконин. — Какие–то суммы, конечно, им поступят в обозримом будущем, но пойдут они уже в зрительный зал, то есть в конкурсные массы".

Финальный аккорд

В результате единственное, что конкурсный управляющий смог продать с торгов в июле 2015 года, это инженерные сети к той самой солодовне, ушедшей до банкротства структурам банка.
Единственным покупателем, явившимся на торги, стало ООО "Ностерс", которое и приобрело имущество за 28 млн рублей. Правда, другие кредиторы торги оспорили, и теперь аукцион будет проводиться в третий раз — уже в октябре 2015 года.
"Сети — это ключ к активу, имея который можно бороться и за сам актив, но в кризис как раз бороться ни у кого особой охоты и нет", — резюмирует Андрей Миконин.