Экономия в комплексе

Системы энергосбережения позволяют сократить до 80% потребление различных ресурсов при эксплуатации офисных зданий.

Установка энергоэффективного оборудования для освещения и отопления, а также автоматических систем управления ими позволяет существенно сократить расходы на электро– и теплоснабжение и, как правило, является первым шагом при организации энергосбережения в бизнес–центрах. Для наиболее эффективной работы используются системы учета энергоресурсов.
По данным холдинга "Теплоком", годовой объем российского рынка энергосберегающих технологий составляет 9,5 трлн рублей, из которых примерно 6–8% приходится на коммерческие здания, включая бизнес–центры.

Светлое будущее

Светодиодные светильники позволяют экономить до 70% электроэнергии в офисном освещении. В результате спрос на это оборудование постоянно растет. По данным компании "Световые Технологии", российский рынок технического LED–освещения в 2014 году вырос на 21,5% (до 170 млн евро). Из них рынок энергоэффективного офисного освещения, по оценкам компании, составил 40–50 млн евро. Объем продаж LED–светильников для офисов в 2014 году почти удвоился, доля LED в продажах офисных светильников выросла на 10%, составив почти четверть, отмечает Олег Элер, менеджер направления "Офисно–административное освещение" компании "Световые Технологии". "Основная причина такого роста — возможность заказчика экономить ресурсы (электроэнергию, рабочую силу для обслуживания), устанавливая энергоэффективное освещение вместо обычного. Стоимость владения LED и сроки окупаемости с каждым годом снижаются, а выгода становится все очевиднее, что стимулирует спрос, — объясняет Олег Элер. — Экономия от системы управления зависит от интенсивности передвижения персонала и количества дневного света в офисе". Систему управления освещением можно организовать по графикам включения–отключения, снижения яркости освещения. Современные беспроводные системы уже не требуют прокладки кабелей. Управление может осуществляться с обычного смартфона.

Бережем тепло

Сократить расходы на теплоснабжение возможно при установке энергоэффективного теплообменного оборудования и системы управления отоплением по графикам включения–отключения и снижения температуры внутри помещений в выходные и нерабочие дни. По словам Андрея Липатова, генерального директора холдинга "Теплоком", установка погодорегулируемых систем теплоснабжения может позволить сэкономить до 20–30% потребляемых тепловых ресурсов.
Несмотря на снижение стоимости гелиоколлекторных систем (преобразовывает солнечную энергию в тепловую) или тепловых насосов (преобразовывает низкотемпературную тепловую энергию) в долларовом эквиваленте, волатильность рубля не дает российским потребителям использовать подобные системы. "Кроме того, особенность Петербурга (северный регион) сужает возможность использования гелиоколлекторов и других систем. Целесообразно обращаться к классическим системам с использованием энергоэффективного теплообменного оборудования с системами автоматизации", — считает Андрей Липатов.
Так, в зависимости от особенностей бизнес–центра (режима работы, размера объекта и пр.) стоимость за систему энергоэффективного теплоснабжения может варьироваться от 400–450 тыс. до 2–3 млн рублей. Срок окупаемости может достигать 2,5 года.

Управление зданием

Минимального использования электроэнергии можно добиться и при правильной настройке других инженерных систем здания: перевод лифтов в режим ожидания, отключение мультимедийных систем по сигналу с датчика присутствия, включение записи видео с камер по детектору движения и т. д. Контролировать работу сразу всех инженерных систем на объекте позволяет автоматизированная система управления зданием. "Стоимость интеллектуального здания составляет 1,5–7% от общей стоимости проекта здания или 30–40% от стоимости инженерных систем. Однако это позволяет сократить расходы на электро–, тепло– и водоснабжение до 20%, — утверждает Андрей Иванов, директор сегмента рынка "Здания и сооружения" ООО "Вило Рус". — Все больше владельцев зданий задумываются о сокращении расходов, в том числе и путем энергосбережения".
К слову, в петербургском бизнес–центре класса А Eightedges вопросы вентиляции, оптимальной температуры и нужного уровня освещенности решает система диспетчеризации EBI. В бизнес–центре установлена централизованная система вентиляции с рекуперацией тепла вытяжного воздуха от производителя Hansa (Германия) и итальянская система кондиционирования воздуха Geoclima — с использованием моноблочного чиллера. Мультифункциональное архитектурное стекло с магнитным напылением позволяет снизить объем поступающей солнечной энергии, обеспечивая максимально возможный коэффициент пропускания видимого света. "По разным оценкам экспертов, экономия на объектах, где применяются зеленые и энергоэффективные технологии, может составлять от 20 до 50%. Энергомоделирование Eightedges показало энергетический эффект в 44,5% (по системе Green Zoom). Принятые энергоэффективные решения позволяют экономить 1,75 ГВт энергии в год. Однако и дополнительные вложения от инвесторов на этапе строительства составляют 10–15% от общей суммы инвестиций", — говорит Ольга Пономарева, вице–президент ГК Leorsa (инвестор БЦ Eightedges).
В бизнес–центре, который прошел экосертификацию, собираются экономить и водопотребление. "Тепло вытяжного воздуха из "грязных" зон и помещений в зимнее время используется для плавления снега на кровле, что позволяет максимально эффективно и экономично расходовать подводимую к зданию тепловую энергию. На объекте будет использована технология сбора дождевой воды с кровли здания в объеме, достаточном для полива и уборки прилегающей территории", — отмечает Ольга Пономарева. По мнению генерального директора SRV 360 Татьяны Осиповой, использованию систем энергосбережения способствует повышение цен на энергоносители и стремление сэкономить в период эксплуатации здания. "Среди факторов, останавливающих более широкое применение таких технологий, высокая начальная стоимость оборудования, необходимость постоянного контроля и корректировки параметров для достижения максимального эффекта и привлечения высококвалифицированного (а следовательно, и более дорогого) персонала для обслуживания", — считает она.