Потерявшие треть стоимости акции Volkswagen снова начали дорожать

Автор фото: ИТАР-ТАСС/Максим Шеметов

Крупный автоконцерн несет потери. Volkswagen, за два дня подешевевший на 25,1 млрд евро, выплатит клиентам еще 6,5 млрд евро компенсаций. Крупный штраф грозит ему и в США: $18 млрд могут потребовать за занижение показателей вредности выхлопных газов.

После драматического падения больше чем на треть акции Volkswagen пошли в рост. С открытия торгов на Франкфуртской бирже акции автоконцерна снова в лидерах роста. К 14:15 по московскому времени они росли на 2,78% к предыдущему закрытию. Однако рано пока говорить о коррекции после падения на 35% в масштабах месяца и 50% в масштабах года.
Годовой максимум акций Volkswagen AG — 262 евро, свидетельствуют данные биржи. Сегодня бумаги оцениваются чуть больше чем в 110 евро. Только с пятницы компания потеряла около трети капитализации. За два предыдущих дня компания подешевела почти на 33%, потеряв в капитализации 25,1 млрд евро, оценил аналитик ИК "Энергокапитал" Илья Березин.
Расследование, начатое в США и Европе, растянется надолго, под подозрение попадут и другие европейские концерны, склонны считать участники рынка. С пятницы дешевели бумаги BMW Group с 88 до 76 евро на сегодняшнее утро, акции Daimler упали с 75 до 63,6 евро за тот же период. Сегодня с утра их цена также корректируется.
Схожее по силе падение акций европейских концернов случилось в октябре 2008 года, однако тогда инвесторы ориентировались на мировой финансовый кризис, который резко сократил спрос и, как следствие, выпуск автомобилей, вспоминает Илья Березин.  
Скандал вокруг Volkswagen разыгрался из-за системы фильтрации дизельных двигателей DTI объемом в 2 л. Их контроллеры могли распознавать факт проверки на экологичность и в этот момент включали фильтры на всю мощность, в повседневных же условиях система практически не работала — выбросы углекислого газа превышали нормы, установленные в США, почти в 40 раз.
Компания, признавшая свою вину, в официальном заявлении отметила, что инновация касается 11 млн автомобилей Volkswagen и Audi. Уточняется, что разница показателей на испытаниях и в реальных условиях касается только двигателей типа EA 189. Компания намерена пустить на устранение дефекта 6,5 млрд евро из потенциальной прибыли за III квартал, сказано в заявлении Volkswagen Group.
Источник:
Источник: Frankfurt Stock Exchange.

Агентство по защите окружающей среды США, которое и забило тревогу 18 сентября, уже обязало концерн отозвать с американского рынка 482 тыс. автомобилей, проданных за 6 лет. Против компании подано уже 25 коллективных исков, расследование ведет американский минюст и ряд крупных штатов, включая Нью-Йорк. В США концерну грозит штраф, превышающий $18 млрд.
К слову, оборот одного только российского подразделения ("Фольксваген групп рус") в прошлом году, по данным СПАРК, составил 230,5 млрд рублей (3,1 млрд евро по сегодняшнему курсу), компания, однако, сработала в минус — чистый убыток составил 1,7 млрд рублей.  
За мошенничество извинились директор компании Майкл Винтеркорн и директор американского подразделения Майкл Хорн. Первому еще недавно собирались продлить контракт на 3 года, голосование должно пройти в пятницу, 25 сентября. Сегодня в конце дня он объявил о своей отставке, которую еще вчера опровергал. Топ-менеджер второй день удивляется масштабам недостойного поведения компании, хотя собственной вины не чувствует.
Проверку уровня выбросов в октябре обещали начать в Южной Корее, экологическое законодательство которой не отличается в этом плане от европейского. Что же касается российского представительства, то последние новости и пресс-релизы на официальном сайте датируются 16 сентября. На странице в Facebook сегодня, 23 сентября, пишут про тест-драйв нового Volkswagen Polo. Новостей о возможности отзыва нет.
По словам генерального директора "Auto-Dealer-СПб" Михаила Чаплыгина, 85% продаж Volkswagen в России в прошлом году приходилось на автомобили российской сборки. Импортных машин, в том числе порядка 160 с дизельным двигателем TDI 2.0, было продано меньше 20 тыс. В основном это были автомобили модели Touran.
Из всех моделей, фигурирующих в американском скандале — Audi A3, Volkswagen Jetta, Beetle, Golf и Passat — в России с подобным двигателем продали 48 моделей Passat и лишь один Golf. Audi модели А3 с таким двигателем в прошлом году в РФ не продавались.
Учитывая такие объемы, эксперт сомневается, что в России компания могла бы начать отзыв автомобилей. Да и скандал вряд ли отразится на настроениях российских покупателей. Случаев, когда другие производители отзывали сотни тысяч автомобилей из-за неисправностей на европейском, американском или азиатском рынках, можно перечислить десятки, говорит эксперт, но на их бизнес в России это никак не влияло.
"У нас в стране историю с Volkswagen могут использовать только в каких-то политических целях, но начать серьезную кампанию против одного из ведущих иностранных инвесторов в стране, с учетом нынешних экономических реалий, мало кто сподобится", — считает Михаил Чаплыгин.
Сентябрьские итоги продаж автомобилей в Петербурге, опубликованные сегодня "Auto-Dealer-СПб", гласят, что в Петербурге с начала года продали 5143 автомобиля Volkswagen, из них в августе — 714 авто. По данным за 8 месяцев бренд занял пятое место по продажам. У чуть более премиального Audi 15 место с 1811 авто.
Год к году продажи Volkswagen упали на 45%, Audi — на 21%, но это не самый худший показатель в условиях падающего автомобильного рынка в России. Opel, например, сдал назад на 72%, Chevrolet — на 60%. В массовом сегменте меньше всех пострадали относительно недорогие Huyndai (минус 4%) и KIA (минус 14%).