Россияне и азиатские туристы позволили петербургским гостиницам остаться на плаву

Автор фото: Ковалев Петр

Петербургский гостиничный рынок в 2015 году нарастил выручку на 18,5% за счет туристов из азиатских стран. Рост туристического потока позволил гостиницам и отелям отыграть упущенную в 2014 году прибыль.

Петербургские отели наверстали упущенную за прошлый год прибыль не только за счет внутреннего туризма, но и с помощью гостей из азиатских стран — Китая, Кореи, Индии и др. По итогам первого полугодия 2015 года, по данным компании JLL, в среднем по петербургскому рынку показатель доходности на номер (RevPAR) увеличился по сравнению с тем же периодом 2014 года на 18%. Как рассказывают отельеры, после резкого снижения в 2014 году рынок восстановился — в Петербург вернулись даже европейцы, для которых экономия оказалась весомее политических проблем.

Китайский люкс

"В Петербурге число иностранцев выросло на рекордные 50%, турпоток из одного только Китая в наш город увеличился в 2,5 раза, — говорит владелец отеля "Гельвеция" Юнис Теймурханлы. — Численное превосходство азиатских гостей частично компенсирует низкую по сравнению с европейцами платежеспособность". Предприниматель рассказывает, что в августе и сентябре загрузка в гостиницах города бьет рекорды последних 10 лет, приближаясь к 90%, а рост выручки в августе составил около 30–40%, в сентябре же ожидается рост 50–65%.
Год назад итоги высокого сезона для петербургских отельеров оказались неутешительными, в основном проблемы отрасли объясняли политическими перипетиями, которые отпугнули европейских туристов. Тогда средняя загрузка городских гостиниц с начала года упала на 20% к 2013 году. После падения спроса спасли отельеров российские туристы, которые к майским праздникам приехали в Петербург и обеспечили увеличение загрузки примерно в 1,5 раза.
Сейчас начала набирать силу следующая волна — туристы из Азии, которых привлекает в том числе дешевый рубль. За 8 месяцев текущего года, по данным "Гельвеции", загрузка, средняя цена и доход с одного номера растут у большинства гостиниц высокого ценового сегмента (4–5 звезд). Загрузка с января по июль 2015 года выросла в среднем на 5,5%, средняя цена — примерно на 9,5%, а доход с номера — на 5%. Выручка таких отелей с начала года возросла на 18,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
В Официальной гостинице Государственного Эрмитажа рассказали, что экономические показатели компании растут, при этом примерно 50% гостей составляют приезжие из российских городов–миллионников, а также из Казахстана и Белоруссии. Среди иностранных гостей индивидуальных туристов в 4,5 раза больше, чем тех, кто приезжает в группах. "Загрузка гостиницы в высокий сезон приближается к 100%, и опыт говорит о сохранении потока в ближайшей перспективе, тем более что для иностранных туристов посещение России становится более привлекательным экономически", — говорят в компании.
Анна Каган, представитель отеля "Кемпински Мойка 22", рассказывает, что первое полугодие 2015 года стало одним из лучших по финансовым результатам за последние 5 лет работы. "Впервые мы наблюдали высокую заполняемость не только в будни, но и в выходные, — говорит Анна Каган. — Гостей из Европы и США было достаточно, они чутко отреагировали на выигрышный для них курс валют, но выросла и доля представителей стран Азиатско–Тихоокеанского региона". Также в компании отмечают, что в этом году российские туристы стали больше путешествовать с семьями и детьми во время школьных каникул.

Отпуск эмигранта

У недорогих отелей и хостелов тоже дела идут неплохо: по данным "Петростата", в целом по отрасли в январе–июле 2015 года выручка возросла на 12%, составив 9,9 млрд рублей.
Участники рынка еще зимой 2015 года, когда заполняемость была невысокой, прогнозировали рост выручки в этом году. Например, в компании "Другой хостел" рассчитывали, что поток отказавшихся от заграницы россиян почти поровну поделят Черноморское побережье и Петербург. И ожидания оправдались: Петербург и Симферополь попали в рейтинги самых популярных российских городов сразу нескольких сервисов по поиску билетов и отелей.
Елена Карпова, генеральный директор ООО "ПЕРСОНАЛТУРС", добавляет еще одну категорию туристов, принесших доход петербургским отельерам, — это русские эмигранты, которые в разные годы уехали в Европу насовсем, а теперь возвращаются как туристы и останавливаются в гостиницах. "Это не обязательно петербуржцы, есть и люди из провинции — для них это не возвращение на родину, а именно отпуск, — говорит Елена Карпова. — Политика политикой, но когда оказалось, что в России все стало вдвое дешевле, сюда начали приезжать буквально отовсюду".
В этом году российские регионы получили долгожданный туристический бум. Сыграли свою роль и слабый рубль, и привыкание к украинским событиям. К тому же к иностранцам прибавилась армия россиян, не выехавших за рубеж. В целом произошла переориентация с европейского рынка на азиатские. Свою лепту вносят и деловые поездки сотрудников структур и "дочек" "Газпрома" в Петербург. По мере окончания строительства офисов их становится чуть меньше, но они все равно поддерживают корпоративный сегмент гостиничного сектора в низкий сезон. Начали расти и поездки сотрудников судов в связи с переездом Верховного суда в Петербург.
Юнис Теймурханлы
владелец отеля "Гельвеция"
Рост числа туристов из восточных стран в Петербурге мы отмечали уже в 2010 году. С тех пор он сохраняется, но после введения санкций в отношении России США и Евросоюзом поток гостей из Азии вырос еще заметнее. Основную долю в нем занимают китайские туристы, большая часть из них — из Гонконга. Растет доля туристов из Турции, Израиля, Ирана. Благодаря упрощенному с января 2014 года визовому режиму между Россией и Южной Кореей выросло число корейских туристов. В основном приезжающие из восточных стран ориентированы на гостиницы среднего ценового сегмента.
Евгения Тучкова
замдиректора департамента консалтинга Colliers International Петербурге