"Мостострой-6" с подрядами на 15 млрд рублей вынужден распродавать имущество

Автор фото: Ковалев Петр
Генеральный директор ОАО "Мостострой №6" Дмитрий Тюрин.

Один из лидеров мостостроительного рынка Петербурга — "Мостострой-6" — приступил к распродаже имущества, однако уже ясно, что зданий и строительной техники компании не хватит, чтобы покрыть 7 млрд рублей долгов. Тем временем конкуренты присматриваются к проблемному активу, по данным участников рынка, "Мостострой-6" может уйти за символическую цену в 1 рубль.

Некогда крупнейший игрок мостостроительного рынка Петербурга с портфелем госзаказов более чем на 15 млрд рублей, ОАО "Мостострой-6", распродает имущество в счет долгов и готовится к сокрушительному банкротству, сообщили dp.ru источники в строительной отрасли. В конце следующей недели, 24 или 25 сентября, в компании проведут последнее в ее истории собрание акционеров, также сообщили источники в "Мостострое-6".
В "Мостострое-6" не прокомментировали ситуацию в компании.
Причиной надвигающегося банкротства, по одной из версий, стал экономический кризис: работы подорожали, а делать их приходится по ценам, заложенных в госзаказах еще в прошлом году, когда нефть и рубль ценились гораздо выше. Есть еще одна версия: заказчик задерживал выплаты и менял условия контрактов, но в Смольном это категорически отрицают и подтверждают документами то, что оплата всегда была своевременной. По другой версии, причиной проблем стали фатальные ошибки менеджмента нового молодого директора компании Дмитрия Тюрина, которые еще могут обернуться для него серьезными проблемами, говорят источники, хорошо знакомые с ситуацией в компании.
Компанию может спасти продажа новому владельцу, которому удастся получить новый госзаказ с авансированием. Благодаря ему новый менеджмент еще сможет не только начать работы на полученном контракте, но и выправить дела на замороженных объектах, считают игроки рынка. Такой потенциальный покупатель есть, но окончательная договоренность с ним пока не достигнута.

У всех в долгу

Как стало известно dp.ru, долги "Мостостроя-6" составляют как минимум 7 млрд рублей.
На 4,5 млрд рублей взяты кредиты у банка "Россия", с помощью которых акционеры пытались разрешить финансовые трудности и платили зарплаты сотрудникам.
Еще примерно 1,5 млрд рублей выплаченных авансов в ближайшее время затребуют назад заказчики, так как работы на эту сумму выполнены так и не были. Всего компания получила авансы 1,8 млрд рублей и выполнила работы на 300 млн рублей.
У подрядчика подвешены заказы на 15 млрд рублей, из которых выполнены работы на 5 млрд рублей, и, соответственно, еще на 10 млрд рублей работы предстоит выполнить. Эти невыполненные работы пока не оплачивались. Но в договорах были прописаны обязательства подрядчика завершить их в определенный срок, причем в основном до конца 2015 года. Если работы провалят, заказчики потребуют компенсации за нарушение договоров.
Также более 1 млрд рублей составляют долги перед поставщиками строительных материалов и субподрядчиками, которые привлекались на работы по контрактам с комитетом по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). Части из них уже вовсю судятся с должником. В базе дел Арбитражного суда по Петербургу и Ленобласти уже есть десятки исков от таких поставщиков и подрядчиков, среди которых "ЦемЦентр "Обводный", ОАО "Технопарк", "Индустрия Петробетон", НПО "Квант" и многие другие.

Что с них взять

Стоимость имущества, оставшегося у "Мостостроя-6", составляет не более 1,5 млрд рублей, сообщают источники dp.ru. Большая часть зданий, техники и автотранспорта уже распродана, и к моменту банкротства взять с подрядчика будет уже нечего.
Так, компания уже распродает свои офисные здания в Петербурге. В частности, она продала свой головной офис на Большом Сампсониевском проспекте, 68, площадью 6 тыс. м2, по цене 65 тыс. за 1 м2. Сделка уже завершена, вырученные почти 400 млн рублей были переведены основному кредитору, банку "Россия", но не покрывают и трети всех долгов.
В прошлом году компания открыла семь кредитных линий на общую сумму 6,1 млрд рублей, по данным ее отчетности. Размер кредиторской задолженности по итогам года составлял 5,2 млрд и в 2015 году не сократился даже на миллиард.
Парк техники тоже распродан, деньги были направлены на выплату долгов субподрядчикам и зарплат. Стоит отметить, что серьезно задерживать зарплаты в компании начали только в конце весны, тогда как о серьезных финансовых трудностях в ней говорят с начала года. В том числе прямо на сайте компании размещено объявление о продаже вертолета.

Еще один банкрот

Самое ценное, что сейчас осталось у "Мостостроя-6", — это богатый опыт работ и более тысячи высококвалифицированных рабочих. Некоторые из них уже начинают обращаться в суды из-за задержек зарплат, некоторые увольняются, но в целом коллектив пока ожидает развязки этой истории. Наличие такого опыта значительно облегчает победу практически в любом конкурсе на госзаказ.
Сейчас все работы на петербургских объектах "Мостостроя-6" заморожены. Самый скандальный из объектов — тоннель на Синопской набережной за 1,1 млрд рублей, который подрядчик достраивает за провалившим эти работы НПО "Космос". Тоннель и так уже стал долгостроем. Его открытие несколько раз переносили. Еще совсем недавно на вопрос dp.ru о его открытии чиновники заверяли, что оно произойдет до конца этого года. Теперь уже очевидно, что запуск тоннеля переносится снова.
Кроме тоннеля на компании висят путепроводы и мост на Обводном канале за 4,5 млрд рублей — часть важного проекта, который должен обеспечить обход центра города для большегрузов. Также компания строит, точнее, уже не строит развязку на Зеленогорском шоссе у железнодорожного переезда в Репино за 2,1 млрд. В районе этого переезда каждый день скапливается огромная пробка, и развязку ждут с нетерпением. На развязке проспекта Непокоренных и Пискаревского проспекта также работы встали, подряд стоит почти 3 млрд рублей, а развязка тоже должна решить проблему пробок в этом районе и связать между собой несколько районов города. На фоне уже замороженных развязок недавно обанкротившегося "Мостоотряда №19", — Поклонногорской развязки за 2 млрд рублей и развязки на перекрестке Московского и Колпинского шоссе за 3,7 млрд рублей и нескольких крупных субподрядов, — ситуация выглядит и вовсе печально.
Но пока что "Мостострой-6" еще остается одним из самых известных брендов мостостроения не только на петербургском, но и на российском рынке. Компания работает больше 70 лет и за это время построила почти 5,2 тыс. мостов и развязок. У нее есть филиалы в Архангельске, Великом Новгороде, Калининграде, Петрозаводске, Пскове и небольшое представительство в Москве, даже в столице ей удавалось конкурировать с сильными местными игроками. На петербургском рынка мостостроения объемом более 30 млрд рублей в год компания стабильно занимала до трети рынка, а еще от четверти до трети занимал упомянутый выше банкрот "Мостоотряд №19".

Имя за 1 рубль

Петебургский миллиардер, сделавший свое состояние в 2000-е годы на строительных подрядах и пожелавший остаться неизвестным, рассказал dp.ru, что рассматривает вариант покупки "Мостостроя-6" по символической цене в 1 рубль. Он также уточнил, что переговоры с акционерами идут уже 2 недели. Достигнуть договоренности не удается, так как акционеры то претендуют на сохранение доли в компании, то требуют неких гарантий. По его словам, речь в основном идет о гарантиях, что к главному акционеру Дмитрию Тюрину не предъявят финансовых или каких-либо еще требований.
Ранее вице-губернатор Петербурга Игорь Албин заявлял, что Смольный нашел партнера, который поддержит "Мостострой-6", но не уточнял, о каком партнере идет речь. По данным dp.ru, речь шла о поиске банка, готового выдать компании еще один кредит, однако в итоге договориться о кредитовании не удалось.
Спасти компанию можно с помощью нового госзаказа с крупным авансированием, считает ее потенциальный покупатель. По его словам, предварительная договоренность о таких заказах для "Мостостроя-6" у него уже есть. В том числе на примете есть заказ в Саудовской Аравии, где ищут подрядчика с подобным опытом. А после обесценивания рубля привлечение российских подрядчиков стало крайне выгодным для зарубежных заказчиков. По его словам, компания обесценивается с каждым днем, так как долги растут, а работы стоят, и вероятность того, что КРТИ расторгнет контракты и предъявит требования к новому владельцу, увеличивается.

Таинственные владельцы

Владельцем "Мостостроя-6" долгое время считался известный петербургский миллиардер Игорь Минаков. Доподлинно узнать, кто является держателями акций компании сейчас, невозможно, поскольку данные ЕГРЮЛ устарели, а последний отчет совета директоров по этому поводу пока не выходил.
По данным dp.ru от источника из компании, сейчас Игорь Минаков к этому активу никакого отношения не имеет. Свой контрольный пакет 65% он передал гендиректору компании Дмитрию Тюрину. При каких обстоятельствах двое бизнесменов стали партнерами, игроки рынка не знают. Игорь Минаков создавал свой бизнес в 1990-е, он основал банк "Объединенный капитал", а до этого был известен как глава службы безопасности "Ленэнерго". Дмитрий Тюрин — молодой топ-менеджер. Его родственных связей с Игорем Минаковым dp.ru обнаружить не удалось, хотя такие слухи и ходят среди игроков рынка.
Еще 32% акций компании пополам принадлежат Игорю Осипову, бывшему гендиректору компании, и его партнеру, имя которого выяснить не удалось. Остальные 3% акций размыты между многочисленными акционерами. При этом, по данным dp.ru, согласия между Дмитрием Тюриным и Игорем Осиповым нет, и они по-разному смотрят на то, как следует развивать компанию.