Сеть oodji закрыла все магазины в Восточной Европе

Автор фото: globallookpress

Одежная сеть oodji, принадлежащая петербургскому миллиардеру Дмитрию Гарбузову, вслед за другими российскими ретейлерами закрыла все магазины в Восточной Европе (Польше, Чехии и Словении). Компания решила сосредоточиться на рынке России.

Одежная сеть oodji, принадлежащая петербургскому миллиардеру Дмитрию Гарбузову и входящая в топ–100 крупнейших розничных сетей в России, ушла с рынков Восточной Европы. Речь идет о закрытии 16 магазинов в Польше, Чехии и Словении. Причем oodji не единственная российская сеть, свернувшая свою деятельность в Восточной Европе. Свои магазины закрыли и обувные сети Kari и Centro, хотя планировали на этих рынках активное развитие. Так, Kari, принадлежащая бывшему владельцу "Эльдорадо" Игорю Яковлеву, имела 30 магазинов в Польше, однако потом заморозила свое развитие. Сейчас нет ни одного магазина в Восточной Европе. Аналогичная ситуация и с сетью Centro, принадлежащей бизнесмену Анатолию Гуревичу: еще пару лет назад в Польше было открыто более 50 магазинов, сегодня все закрыты.

Концентрация на России

Oodji начала открывать магазины в странах Восточной Европы в 2010 году. В связи с выходом на международный рынок ретейлер даже сменил написание бренда с OGGI (в переводе с ит. "сегодня") на oodji.
Одновременно с началом развития сети в Европе oodji начала выпускать мужскую линию одежды и аксессуаров. Спустя 2 года, в 2012 году, компания выходит на рынки детской одежды и обуви, запустив линии kids и shoes.
В 2013 году ретейлер имел примерно 16 магазинов в Польше, Чехии и Словении. Но уже с конца 2014 года он стал их закрывать. В самой компании закрытие магазинов не прокомментировали.
Генеральный директор Y–consulting (специализируется на fashion–retail) Дарья Ядерная знает про уход oodji и связывает его с высоким уровнем конкуренции за рубежом. "Это требовало от компании больших административных и маркетинговых затрат на управление бизнесом при небольшом количестве магазинов", — говорит Дарья Ядерная, отмечая, что именно по этой причине в России закрывались международные сети OVS, New Look и другие.
По мнению Дарьи Ядерной, сокращение европейского звена открывает перед владельцами марки широкие возможности для оптимизации процессов на основном рынке — в России, который сегодня самый прибыльный, но и самый сложный.
Директор отдела торговых площадей компании JLL в Польше Эдита Потера соглашается, что компания oodji действительно оптимизирует свой портфель в Польше, и мы наблюдали закрытие некоторых магазинов бренда в стране. "Но в то же время никаких официальных заявлений относительно планов ретейлера не было. Если oodji действительно решит покинуть польский рынок, это будет второй уход российского бренда из страны после Centro. Причин того, почему некоторые ретейлеры решают уйти из Польши, может быть множество, и одна из них - усиливающаяся конкуренция за потребителей, которые в свою очередь становятся более искушенными и предпочитают определенные бренды", - говорит Эдита Потера.

Пошатнувшиеся позиции

В 2010–2012 годы oodji была одним из лидеров по производству и продаже одежды на рынке России. В 2014 году ее позиции пошатнулись. Так, по подсчетам "ИнфоЛайн", оodji за последние полтора года сократила количество магазинов с 486 (на конец 2013 года) до 416 (на 1 июля 2015 года).
"Закрытие зарубежных магазинов согласуется с общим трендом на оптимизацию бизнеса и закрытие нерентабельных торговых точек", — говорит гендиректор "ИнфоЛайн–Аналитика" Михаил Бурмистров.
Эксперт подсчитал, что в связи с усилением конкуренции на рынке России эффективность магазинов оodji значительно снизилась: так, выручка с 1 м2 в 2014 году сократилась по сравнению с 2012 годом в 1,5 раза, и по этому показателю оodji уступает всем крупнейшим игрокам на рынке розницы одежды и обуви.
Ухудшились и финансовые показатели оodji: выручка в 2014 году сократилась на 13%, до 9,4 млрд рублей (без НДС). В связи с этим компания с 14–го места в списке крупнейших ретейлеров в сегменте одежды и обуви переместилась на 24–е место, по оценке "ИнфоЛайн".
В условиях девальвации рубля и роста процентных ставок по кредитам практически все fashion–сети испытывают масштабные проблемы с обслуживанием кредитов и закупкой новых коллекций. Именно эти проблемы и вынудили российских ретейлеров уйти с зарубежных рынков, отмечают эксперты.