На рынок Петербурга выходит "Мострострой-12" сибирского миллиардера Забарского

Одна из крупнейших компаний Крайнего Севера "Мостострой-12", входящая в холдинг сибирского миллиардера Александра Забарского, претендует на городские подряды стоимостью 13 млрд рублей. Компания может занять нишу петербургских банкротов-мостостроителей.

Смольный выбрал компании, которые будут претендовать на три контракта общей стоимостью 18 млрд рублей. При этом на два из этих трех контрактов стоимостью 13 млрд рублей подал заявку новичок на петербургском рынке "Мостострой-12", мостостроительный актив с годовым оборотом 15 млрд рублей из холдинга "Фоника".
Холдинг "Фоника" зарегистрирован на офшор в Лихтенштейне. Считается, что его контролирует председатель совета директоров ГК ООО "СП Фоника" Александр Забарский. До сих пор многочисленные структуры "Фоники" работали в основном в своем регионе, на Крайнем Севере. В Петербурге "Мостострой-12" составит серьезную конкуренцию ослабевшим городским мостостроительным подрядчикам. Тем более, половина из них обанкротились или близки к банкротству.
Победители конкурсов на 18 млрд рублей получат один из крупнейших подрядов года: им нужно будет продолжить набережную Макарова и построить мост через остров Серный. Для Петербурга это важный проект, который обязательно нужно успеть воплотить в жизнь к чемпионату мира по футболу — 2018, иначе добираться до "Зенит-арены" придется долго и в пробках. Набережную Макарова разыгрывают в двух конкурсах, мост — в третьем. "Мостострой-12" претендует на строительство моста и на один из двух конкурсов на набережную.

Петербургские богатства сибирского миллиардера

В Петербурге у холдинга Александра Забарского есть собственный торговый центр "Монпансье" на углу улиц Планерной и Шаврова, открытый в 2014 году. Застройщиком выступало ООО "Строительное управление-1", входящее в холдинг. Компания начала работы в сентябре 2012 года. Партнером проекта выступала компания JLL. Арендаторы комплекса — супермаркет финских товаров, магазин электроники, два детских супермаркета, бургерная, кинотеатр, гимнастический клуб, различные магазины. В 400 метрах от входа в ТРЦ должна появиться станция метро "Шуваловский проспект", что значительно повысит стоимость аренды. "Мостострою-12" принадлежит 50% ООО "Невская недвижимость", еще 50% — у Натальи Толстых. По данным dp.ru, ТРК "Монпасье" как раз находится в управлении у "Невской недвижимости".
Годовой оборот "Мостостроя-12" составляет более 15 млрд рублей в течение последних 4 лет, по данным системы "СПАРК". Крупнейшие заказчики компании — "Газпромнефть", "Газпром-добыча", "Газпром трансгаз", "Роснефть", "Корпорация развития" (привлекает и распределяет инвестиции в крупнейших инфраструктурных проектах на Урале), один из крупнейших российских строительных холдингов "Стройгазконсалтинг", "Роспан Интернешнл", администрации Калуги, Салехарда, Ямало-ненецкого автономного округа и Нового Уренгоя, где центральный офис компании находится фактически.

Большой гость в госзаказе

Сейчас "Мостострой-12" строит, к примеру, дорожную магистраль через реки Кама и Буй в Удмуртии за 14 млрд рублей в рамках самого дорогого инвестпроекта региона, который обеспечит связь Татарстана, Башкирии, Удмуртии и Урала. Компания выполнила примерно половину работ. Проект реализуют на основании концессионного соглашения между правительством Удмуртии, банком "ВТБ" и ООО "Региональная инвестиционная компания".
В другом амбициозном проекте, — строительстве моста с железной дорогой через реку Надым за 3,5 млрд рублей, — дорогу компании перешло ОАО "Мостострой-11", входящее в "Мостотрест" братьев Ротенбергов.
Сначала конкурс на эти работы за 3,5 млрд рублей выиграл "Мостострой-12" Александра Забарского. Заказчиком выступала упоминавшаяся выше "Корпорация развития". Однако контракт с "Мостостроем-12" расторгли из-за претензий к качеству и срокам их работ. Вновь объявленный конкурс выиграл уже "Мостострой-11" братьев Ротенбергов, главный конкурент "Мостостроя-12" на северном рынке. Отстоять право на контракт "Мостострой-12" попытался через суд, но в итоге отказался от претензий к заказчику.
Компании, связанные с братьями Ротенбергами, претендуют и на петербургские госзаказы. "Мостострой-12" начал конкурировать с ними в первых же конкурсах, на которые сейчас претендует. Так, заявку на набережную Макарова подала компания "СТС", доля в которой принадлежит партнеру Бориса Ротенберга, Альберту Цибаеву. Однако компанию к конкурсу даже не допустили, так что в финале "Мостострою-12" не придется бороться с ней.

От авиации до гипса

Также в ходинг Александра Забарского входят несколько десятков активов самых разных отраслей бизнеса. Среди них, например, есть завод полного цикла по производству строительных смесей Aksolit в Камско-Устьинском районе Татарстана, производство металлоконструкций "Тюменьстальмост" в Тюмени, "Фоника-гипс", получившая в 2009 году право на освоение гипсовых залежей в Татарстане, лесозаготовка "ЛИК Сабинская", проектировочное бюро "СибМостПроект", производство нефтепродуктов "Фоника-нефтепродукт" и компании по их продаже, авиакомпания "Ямал", перевозчик "Транслогистик", сельхозпроизводство "Фоника агро", строительная компания "Удмуртстальмост", инвестиционные фирмы, доли в концессионных объединениях и компаниях, управляющих ценными бумагами.
Кроме того, по данным украинских СМИ, Александр Забарский владел угольными активами на Украине, в Днепропетровске, откуда он родом: украинское "Рутек Украина" принадлежит российскому "Фоника Уголь" из его холдинга, однако сейчас компания, по данным украинских СМИ, не работает из-за военных действий в регионе. Проверить эту информацию редакции пока не удалось.
Александр Забарский родился 13 января 1953 года в Днепропетровске. В 1977 году окончил Сибирский автодорожный институт в Омске по специальности "Мосты и тоннели". Прежде чем начать создание своей бизнес-империи, он поднимался по карьерной лестнице в многочисленных мостостроительных организациях. Так, до переезда в Омск на учебу он работал помощником слесаря на заводе шахтной автоматики в Днепропетровске, затем в 1977 году устроился в "Мостоотряд-15", в 1979 году перешел на работу в "Мостоотряд-87" в Тобольске, в 1982 году стал старшим на производстве в "Мостоотряде-95" в Нижневартовске, в 1985 году — главным инженером "Мостоотряда-111" в Новом Уренгое, с 1992 года — главным инженером "Мостоотряда-36" там же. В 1995 году Александр Забарский занял пост гендиректора "Мостостроя-12", с чего и началось развитие холдинга "Фоника". Впоследствии в него вошли десятки разнопрофильных активов. Предприниматель женат, есть дочь.

Шансы на победу

Однако в петербургских конкурсах "Мостострою-12" победа не достанется, рассказал dp.ru осведомленный источник в комитете по госзаказу. По его данным, результаты конкурсов уже предопределены, несмотря на то что "Мостострой-12" предложил более низкую цену за свои работы.
Так, первый из трех конкурсов, на строительство моста через остров Серный за 8,8 млрд рублей, выиграет "Пилон". "Мостострой-12" — его единственный соперник. За бортом остались итальянская компания "Асталди", одна из крупнейших в мире, а также ООО "ИК Трансстрой СПб".
Второй из трех конкурсов на участок набережной Макарова с мостом через Смоленку за 4,3 млрд рублей, по данным dp.ru, выиграет "АБЗ-Дорстрой". Здесь "Мостострой-12" также оказался единственным соперником компании. Итальянская компания "Асталди" до участия также не была допущена. К слову, "АБЗ-Дорстрой" должно получить и еще один контракт на 700 млн рублей на строительство еще одного небольшого участка набережной Макарова. Этот конкурс объявили чуть раньше данных трех и предквалификационный отбор по нему не проводили.
Третий конкурс на строительство участка набережной Макарова от развязки моста через остров Серный до Адмиральского проезда за 5,2 млрд рублей, на который "Мостострой-12" не претендовал, скорее всего, достанется ЗАО "ВАД", сообщил источник dp.ru. Другие претенденты, — ООО "СТС", ЗАО "ПО "Возрождение", ООО "ИК Трансстрой СПб", итальянская АО "Асталди С.п.А.", — не были допущены к конкурсу.
Это будет первый подряд за последние несколько лет, который крупнейшая российская дорожностроительная компания "ВАД" получит от петербургского бюджета. Ранее ВАД претендовал на контракт на строительство одной из очередей обхода Красного Села за 3,1 млрд рублей, но проиграл компании "АБЗ-Дорстрой", о чем dp.ru уже подробно рассказывал. ВАД принадлежит миллиардерам Валерию Абрамову и Виктору Перевалову и входит в пятерку компаний, которые выполняют самый большой объем госзаказа в России. Портфель госзаказа ВАД по итогам 2014 года составил почти 80 млрд рублей. Притом что компания зарегистрирована в Петербурге, несколько лет она не получала подряды на городской госзаказ. Игроки рынка связывали это с конфликтом владельцев и курирующего отрасль вице-губернатора. После того как у отрасли появился новый куратор Игорь Албин, ВАД подал заявку на конкурс на обход Красного Села.

Место под солнцем

По прогнозам игроков рынка, "Мостострой-12" не останется без контрактов в Петербурге и, как и ВАД, получит их в будущем, просто не с первого раза. Он сможет занять нишу городских обанкротившихся мостостроительных организаций.
Так, в этом году подала иск о банкротстве крупнейшая городская мостостроительная компания "Мостоотряд №19". Она строила "Зенит-арену" на подряде у "Трансстроя", теперь генподрядчик доделывает ее работы сам и взял к себе в штат сотрудников разорившейся компании.
Генподряды "Мостоотряда №19" заморожены. Встали работы на Поклонногорском путепроводе почти за 2 млрд рублей и развязке на перекрестке Московского и Колпинского шоссе за 3,7 млрд рублей. В обоих случаях вокруг собираются огромные пробки. Острая необходимость в реконструкции объектов назрела еще несколько лет назад. "Мостоотряд №19" выполнил работы чуть более чем на 3 млрд рублей по обоим объектам. Конкурсы на завершение строительства как раз объявят в этом году, на них сможет претендовать "Мостострой-12".
На субподряде "Мостоотряд №19" работал еще и на Пулковско-Дунайской развязке у генподрядчика "Пилон". Собственно, "Пилон" Мевлуди Блиадзе — последняя специализированная крупная мостостроительная компания в Петербурге, которая продолжает успешно работать. Но очевидно, что выполнять весь объем городского подряда она вряд ли сможет. Не справится с ним и малый и средний бизнес из-за масштаба проектов.
Также новичок с севера может получить и подряды "Мостостроя №6", близкого к банкротству. Объекты компании — два контракта на реконструкцию пересечения набережных Обводного канала с проспектом Обуховской Обороны за 4,5 млрд рублей, завершение работ по достройке тоннеля на Синопской набережной за 1,1 млрд, строящиеся развязки на углу Зеленогорского шоссе и Большого проспекта у железнодорожной станции Репино за 2,1 млрд и развязки на углу проспектов Пискаревского и Непокоренных за 2,9 млрд рублей.
Не в лучшем положении находятся и ряд других подрядчиков, которые занимаются дорожным ремонтом.