СК "ГиК" требует у Смольного 175 млн рублей за проигрыш в дорожном конкурсе

Автор фото: Коньков Сергей

Несмотря на то что большинство городских подрядчиков, которые пытались победить в суде чиновников, опустили руки, строительная компания "ГиК" продолжает свою героическую борьбу: пытается оспорить систему оценки претендентов на дорожный ремонт за 3 млрд рублей в год. Если попытка удастся, бюджет города ждут многомиллионные убытки.

Дорожно-строительная компания "СК ГиК" подала иск к Смольному на 175 млн рублей. Столько стоили работы по текущему ремонту дорог в Петродворцовом районе, которые она хотела выполнить. Однако контракт на работы достался компании "Орион плюс". В ГиК считают, что заказчик работ намеренно занизил оценку и отдал подряд "Орион плюс". Истец требует в принципе изменить систему оценки подрядчиков, получающих из бюджета 3 млрд рублей в год, и сделать ее более прозрачной.
Заказчиком выступает Дирекция транспортного строительства, входящая в структуру комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). Также ГиК жаловалась на действия КРТИ в антимонопольную службу (УФАС по Петербургу), где компанию поддержали. Все документы и решения имеются в распоряжении редакции.
Ранее изменить систему оценки подрядчиков пытались фирмы "Гарант" (годовой оборот 500 млн рублей) и "Лемминкяйнен Строй" (годовой оборот 3 млрд рублей) из финского холдинга "Лемминкяйнен". "Гарант" выиграл суд в первой инстанции, но Смольному удалось оспорить это решение. Дальше "Гарант" судиться не стал, хотя владелец компании Владимир Сирож и говорит, что сдаваться не собирается. "Лемминкяйнен Строй" также не пошли до конца, несмотря на то что фирма выиграла суд по поводу позиции антимонопольной службы в данном вопросе. В компании объясняют, что не верят в возможность победить чиновников в суде. Возникшие убытки в "Лемминкяйнен Строй" компенсировали за счет коммерческих заказов.
В ГиК настроены более решительно. Как пояснил представитель ГиК, судебный процесс длится уже четвертый месяц и юристы доведут его до последней инстанции. Ближайшее рассмотрение дела в арбитраже назначено на 28 октября.
В КРТИ говорят, что на данный момент контракт заключен с "Орион плюс", и считают, что действовали в рамках закона, готовы отстаивать свою позицию в суде.
Если ГиК одержит победу, во-первых, чиновникам придется изыскать в дефицитном бюджете города дополнительные более 100 млн рублей на возмещение ущерба. Во-вторых, другие подрядчики могут потребовать пересмотра решений по их заявкам.
Суть претензии ГиК в том, что компания получила 0 баллов за опыт работ. Также из-за низкой оценки опыта проигрывали и другие подрядчики. Все они, что характерно, готовы были работать за меньшие деньги, чем победители. По мнению ГиК, система оценки слишком запутанна и позволяет заказчику придираться к формальностям. В результате один и тот же опыт в однотипных конкурсах оценивается разными баллами.
За прошедшие 4 месяца ГиК успела трижды "заморозить" дорожные работы в Петродворцовом районе. Дело в том, что подрядчик требовал остановить ремонт дорог до завершения судебного процесса, и суд вставал на его сторону, отправлял КРТИ постановление о приостановке. Затем КРТИ оспаривал постановление, и суд вставал на сторону КРТИ. После этого ГиК снова требовала "заморозки" работ и получала постановление об этом. И так далее.
Так создалась абсурдная ситуация. Компания "Орион плюс" отремонтировала многострадальные дороги в Петродворце в августе. Работы "Орион-плюс" выпали как раз на момент "заморозки". Судебные приставы успели прийти, сфотографировать незаконные работы и потребовать их прекращения. Однако в конце августа работы в очередной раз "разморозили". Теперь вопрос о том, были ли они законны, очень спорный. Оба подрядчика претендуют на 175 млн рублей: "Орион плюс" — за выполненные работы, а ГиК — за незаконный, на ее взгляд, проигрыш в конкурсе, — но в бюджете их хватит только на одну компанию. 
ГиК — подрядчик, впервые вышедший на петербургский рынок госзаказа и до этого много лет работавший в Ленобласти. Компания принадлежит Геннадию Плахутину и его сыну Павлу, по данным системы "СПАРК", и работает на рынке 10 лет, ремонтировала и региональные дороги области, и федеральные, такие как трассы "Кола" и "Скандинавия". Годовой оборот компании составляет 450-500 млн рублей.

Подрядчики 2015 года

В этом году контракты на текущий ремонт дорог (замена верхнего слоя асфальта) стоимостью более 3 млрд рублей достались узкому кругу подрядчиков. Абсолютным лидером стало ЗАО "АБЗ-Дорстрой", получившее подряды более чем на 1 млрд рублей. Два других традиционных городских лидера дорожных работ, ВАД и "Буер", в конкурсах вообще не участвовали. Еще 1 млрд из 3 млрд рублей получили две компании: "Гермес" (480 млн рублей), входящая в группу "Возрождение", и "Орион плюс" (610 млн рублей). Оставшийся 1 млрд рублей распределился между ЗАО "Синтез", ЗАО "Трест", ЗАО "Ювенал", также два небольших конкурса еще в 2014 году выиграли "МК-20СХ" и "СевЗапДор". В этом году объем госзаказа текущего дорожного ремонта составил около 3 млрд рублей. Это на 1 млрд рублей меньше, чем год назад. Работы проводятся на 109 объектах общей площадью 2,2 тыс. м2.

Подряды по районам

    Приморский район — 202 млн рублей у СК "Гермес"
    Выборгский район — 200 млн рублей у ООО "СК Орион плюс" и 43 млн рублей у ЗАО "Синтез"
    Красногвардейский район — 175 млн рублей у ЗАО "АБЗ-Дорстрой"
    Колпинский район — 40 млн рублей у ЗАО "Синтез" и 167 млн рублей у ЗАО "Трест"
    Кировский район — 160 млн рублей у ЗАО "Ювенал"
    Пушкинский район — контракты на 197 млн рублей не заключены
    Калининский район — 176 млн рублей у ЗАО "АБЗ-Дорстрой"
    Красносельский район — 160 млн рублей у ЗАО "АБЗ-Дорстрой"
    Петродворцовый район — 172 млн рублей у ООО "СК Орион плюс"
    Адмиралтейский район — контракты на 88 млн рублей не заключены
    Московский район — 296 млн рублей у ЗАО "АБЗ-Дорстрой"
    Невский и Фрунзенский районы — 277 млн рублей у СК "Гермес"
    Центральный район — 227 млн у ЗАО "АБЗ-Дорстрой"
    Курортный район — 238 млн рублей у ООО "СК Орион плюс"
    Василеостровский район — контракты на 80 млн рублей не заключены
    Кронштадтский район — 28 млн рублей у ООО "МК-20СХ"
    Петроградский район — 41 млн рублей у ООО "СвеЗапДор"