Петербург не избежал московских ошибок при запуске платного паркинга в центре города

Автор фото: Коньков Сергей

Сегодня в Петербурге заработала пилотная зона платной парковки. Такую же запустили в Москве 3 года назад. В Петербурге не смогли учесть все столичные ошибки: город не купил дополнительные эвакуаторы, запустил недоработанные сервисы оплаты и плохо подготовился к борьбе с хитростями водителей.

В Петербурге сегодня в пилотном режиме начали работать платные парковки. Сроки запуска Единого парковочного пространства переносили 4 раза, то из-за судов по поводу юридической обоснованности платежей, то из-за неподготовленности систем оплаты.
Парковка на 2895 машино-мест заработала на участке, ограниченном набережной реки Фонтанки, Кирочной улицей, Лиговским, Литейным и Невским проспектами. В 2016 году планируется открыть еще 18 тыс. машино-мест. Новые места появятся в границах между Садовой улицей, Невским проспектом, Синопской, Смольнинской, Воскресенской, Дворцовой набережными и набережной Кутузова (на карте). Но для этого в 2016 году понадобится выделить еще 445 млн рублей. Таким образом, краткосрочные инвестиции с 2,2 млрд рублей сократились до 880 млн рублей в 2015-2016 годах. В зоне работают 100 паркоматов. Стоимость 1 часа парковки автомобиля составляет 60 рублей, мотоцикла — 30 рублей, транспортного средства категории С — 120 рублей. Месячный абонемент обойдется в 12 тыс. рублей, годовой — в 108 тыс. рублей. С 20:00 до 08:00 парковка будет бесплатной. Жители домов в зоне пилотной зоны платной парковки могут оформить парковочные разрешения по льготному тарифу 1,8 тыс. рублей в год. Льготным категориям граждан (ветераны ВОВ, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, инвалиды, многодетные семьи) предоставляется право бесплатной парковки.
Москва идет по пути платного парковочного пространства уже 3 года. Обсуждается введение платы и в Подмосковье. За это время столичная Администрация парковочного пространства, в ведении которой находятся парковки, столкнулась с рядом трудностей. Часть из них в Петербурге учли, а часть — нет.

Частные инвестиции

Привлечь инвестора в проект платной парковки не удалось ни москвичам, ни петербуржцам. Поскольку московская практика показала, что денег требуется немало, в Петербурге к проекту пытались привлечь банкиров.
Сначала сумма инвестиций оценивалась в 2,2 млрд рублей, из них лишь около 300 млн рублей собирались выделить из бюджета, а остальные деньги получить от Всемирного банка. С его представительством — Международным банком реконструкции и развития — был подписан меморандум о намерениях. Также рассматривался и вариант федерального финансирования. Однако после ситуации с Украиной Всемирный банк отказался от своих намерений. Официально проект сотрудничества заморожен, фактически — закрыт. Не выделили денег и из федерального бюджета. Кроме того, в начале августа ВТБ заявлял о своих планах участвовать в конкурсе на финансирование проекта создания и управления платными парковками в центре Петербурга

Прибыль на социальные цели

После старта работы система будет приносить прибыль только в бюджет (и приносила бы прибыль соинвестору, но его нет). Запланированная годовая выручка от эксплуатации 2895 парковочных мест при их загруженности не менее 60% составляет 450,2 млн рублей. До конца года планируется заработать около 150 млн рублей. Общая сумма собранных денег в Москве за 3 года — более 4 млрд рублей.
В Петербурге отмечают, что больших доходов не ожидают.

Солнечные батареи и "Измеритель"

Основной поставщик оборудования для запуска платных парковок в Петербурге — московское ООО "НТЦ "Измеритель" Марата Валиева, Олега Глошкина, Андрея Журавлева, Юрия Хаврина и Андрея Сурина (у всех по 20% акций), аффилированное с крупнейшим российским производителем контрольно-кассовых аппаратов "Штрих-М".
"Измеритель" выиграл и первый крупный конкурс на установку 150 паркоматов в Москве за 73 млн рублей, но затем бизнес-отношения компании с московским департаментом капитального ремонта (ДКР) не продолжились. Подключение паркоматов стоило почти в 4 раза дороже, чем они сами, что показалось чиновником нелогичным. Для работ пришлось вскрывать недавно замощенные плиткой улицы. Теперь в столице закупают паркоматы на солнечных батареях у другого поставщика.
Петербург тоже купил паркоматы, которые могут работать на солнечных батареях, а не только на электричестве, но купил их именно у "Измерителя". Менее крупные подряды тоже распределялись в основном между московскими компаниями, сотрудничавшими с москвичами при организации столичных парковок.

Страховка от протеста

Главная проблема для чиновников — нежелание водителей платить за парковку. Чтобы избежать оплаты, московские водители в лучшем случае скрывали свои номера, а в худшем — по ночам разбивали паркоматы битами.
В Петербурге не сразу догадались застраховать имущество в виде паркоматов, но после напоминаний СМИ все-таки провели нужный конкурс на сумму около 1,7 млн рублей. Так что к протестам водителей город в принципе готов.

Наказание для уклониста

В Москве проблему с водителями, которые уклонялись от оплаты, фактически решили благодаря эвакуаторам. Всех нарушителей увозили на штрафстоянку, и в итоге им приходилось платить в разы больше, чем стоимость парковки. Для этого в Москве купили сотни дополнительных эвакуаторов. Даже сегодня в столице эвакуируют по 300 машин с закрытыми номерами в день.
В Петербурге парковочные машины покупать не стали. Наказанием для нарушителя будет стандартный штраф за неправильную парковку, 3 тыс. рублей. Так что работа по контролю полностью ляжет на плечи дежурных служб ГИБДД. Эвакуировать нарушителей они будут только из зоны бесплатной парковки.
Также контролем занимаются специальные машины-"парконы", которые автоматически выписывают штрафы. Однако московские водители указывают на то, что машины часто ошибаются, могут оштрафовать резидента (владелец квартиры в зоне парковки пользуется ею на льготных условиях) или ни в чем не повинного водителя. В Петербурге, тем не менее, "парконы" будут работать по тому же принципу, а значит, водителей ждут те же проблемы.

СМС-оплата

Еще в июле большинство онлайн-сервисов, через которые водители должны оплачивать парковку, не работали. Проблемы не устранены полностью и сейчас: например, абоненты МТС могут испытать трудности с оплатой. Сам оператор не смог полностью подготовить сервис.
Сейчас в дневные часы на улично-дорожной сети парковочной зоны в Центральном районе Петербурга паркуется по 75-95 тыс. автомобилей, в ночные часы — 38-45 тыс. автомобилей при нормативной емкости парковочного пространства улично-дорожной сети в 93,1 тыс. единиц. К таким выводам пришли в ЗАО "НПЦ "Трансис", проводившем исследования для Смольного перед началом разработки проекта платной парковки в центре.