Насколько поездки в Россию подешевели для иностранцев

Автор фото: Сергей Николаев

Региональный директор AccorHotels в России и СНГ Алексис Деларофф рассказал о том, насколько поездки в Россию подешевели для иностранцев, за счет кого было компенсировано падение бизнес–туризма и почему строить новые гостиницы теперь выгодно не только на Невском проспекте.

Сколько сейчас гостиниц у AccorHotels в России?

— С учетом стран СНГ и Грузии на сегодняшний день у нас 30 отелей. Летом мы открыли Mercure в Тбилиси, в Грузии, ibis в Москве. К концу года у нас будет 36 отелей плюс–минус один. Это и Россия, и Грузия, и Казахстан, и Украина. В Москве мы уже первый гостиничный оператор по количеству гостиниц — их в столице у нас 10.

А как же Петербург?

— Здесь мы немножко опоздали — у нас только два отеля ("Novotel Санкт–Петербург Центр" и "ibis Санкт–Петербург"). К финальной стадии подходит разработка проектов двух гостиниц. Мы ведем переговоры еще по ряду объектов, но пока сложно сказать, насколько успешными они будут.

О каких брендах идет речь?

— Скорее всего, это будут апарт–отель типа Adagio и гостиница ibis. Строительство ibis начнется в течение года, мы надеемся, что в это же время начнется и стройка Adagio. Гостиницы разместятся в новых зданиях в Центральном районе — ibis, вероятнее всего, появится рядом с Novotel, а Adagio — на Лиговском пр.

Уже получено разрешение на строительство?

— Этот вопрос решают наши партнеры. Мы не являемся инвесторами, не занимаемся бумажной волокитой. Мы только управляем и сопровождаем строительство, чтобы отель соответствовал нашим стандартам.

Вы работаете с одними и теми же инвесторами?

— О нет! В Москве на 10 отелей пять разных собственников. В Петербурге два собственника: ООО "КЕСКО — Балтия" и ООО "Вест Бридж Отель". Они и будут строить два новых отеля.

Сколько стоит построить гостиницу?

— Без стоимости земли и подключения коммуникаций ibis стоит около 60–70 тыс. евро за номер, а Novotel — в районе 100–120 тыс. евро за номер. В ibis будет около 150–180 номеров, таким образом, общая стоимость строительства составит 9–12,5 млн евро.

Каков срок окупаемости гостиницы?

— Для России 8–10 лет. В Европе он дольше за счет того, что там маржа всегда меньше, чем в России.

Какова выручка отелей? Какая доля приходится на Петербург?

— Гостиницы, находящиеся под управлением AccorHotels, генерируют выручку около 6 млрд рублей. На два петербургских отеля приходится около 12–14% выручки, которая контролируется нами.

Как вам работается в условиях кризиса в российской экономике?

— Основная сложность на сегодняшний день — это финансирование. Поэтому, вероятнее всего, строительство гостиниц начнется, когда ставки банков снизятся до более–менее приличного уровня.
На заполняемость отелей, как ни странно, кризис не повлиял. У нас довольно успешный год. Где–то выше выручка, где–то выше загрузка, где–то выше средняя цена. В Москве результаты лучше прошлогодних, в Петербурге — на уровне первого полугодия 2014 года, когда были очень хорошие показатели.
В регионах ситуация складывается по–разному. В Калининграде и Сочи гостиницы очень хорошо работают, в Ярославле посложнее, в Омске и Нижнем Новгороде показатели немного ниже прошлогодних.

Какова в этом году заполняемость отелей?

— Если взять только давно работающие отели, то средняя загрузка по сети будет 70–72%, а если и те, которые только открылись, то 65%. Есть большая разница между городами: в Москве заполняемость — 70%, в Петербурге — около 75%. Когда в Петербурге белые ночи и одновременно Петербургский экономический форум, тогда загрузка может быть и 100%.

Неужели кризис на это никак не повлиял?

— В этом году количество бизнес–поездок снизилось: корпоративных клиентов у нас стало меньше примерно на 25%. А количество туристов, приезжающих на отдых, выросло, и это в основном российские туристы. Они практически полностью компенсировали потерю бизнес–поездок.

Растет ли цена проживания?

— Цена — понятие относительное. Мы работаем в рублевой зоне: у нас цены, выручка отеля, затраты — все в рублях. Для европейцев Россия стала на 40–50% дешевле, а для россиян ничего не поменялось, даже стало дороже, ведь есть еще и инфляция.

Есть мнение, что в Петербурге уже слишком много гостиниц для сегодняшнего количества туристов.

— Вопрос, кто первый: яйцо или курица. Надо сперва строить номера, чтобы было больше туристов? Или подождать, чтобы стало больше туристов, которые все равно не смогут нигде остановиться? Строительство гостиницы требует 3–5 лет. И если не задуматься о строительстве сейчас, то через 3–5 лет количество туристов не вырастет.

В России сложно что–то планировать на 5 лет.

— А что делать? Сидеть и ждать, чтобы что–то произошло? Гостиницы не вырастают: семечку положил, воды налил — и выросла.
Если посмотреть динамику за последние 10–20 лет в этой стране, в Петербурге и вообще в туристической отрасли — она растет. Туризм — это один из редких видов деятельности, который растет по всему миру.

Где перспективно строить отели в Петербурге?

— Город меняется, бизнес здесь тоже растет. За счет переезда "Газпрома", открытия других крупных предприятий создаются новые точки притяжения. То есть Невский проспект — не единственное место, где можно построить отель. Поэтому мы рассматриваем и другие точки, хотя ближайшие проекты будут рядом с Невским, потому что собственники наших отелей хотят расширить свой бизнес.

Как вы выбираете регионы для гостиниц?

— Сейчас мы строим гостиницу в Иркутске, открываем в этом году отель в Красноярске, построили в Калининграде. Мы выбираем столичные города, города–миллионники, где есть и бизнес, и туризм, и можно надеяться, что загрузка превысит 55–60%. Ниже такой загрузки не имеет смысла работать.
Наша цель — не поставить гостиницу в каждый город, не думая, будет она работать или нет. Наша цель — сделать инвестора довольным нашим вхождением в бизнес.

Каковы долгосрочные планы?

— Sky is the limit. Мы открыли первый отель в России в 1992 году, второй — в 2002 году. Сейчас у нас 31 отель, к концу года будет 36. Потенциал развития — до 100 отелей, но в какой срок — сложно сказать, я думаю, что это займет не меньше 5–7 лет, но, может быть, и 10.
И потом, в бизнесе ты не можешь остановиться. Вот ты дошел до 100 — и все. Нет, мы дошли до 100, а потом, как говорится, аппетит приходит во время еды. Да и если у тебя бизнес не растет, то ты умираешь.

Биография

Алексис Деларофф

> Начинал карьеру в одной из крупнейших частных гостиниц в Париже.
> В 2002 г. приглашен в Accor как генеральный менеджер, готовящий к открытию "Novotel Москва Центр".
> В 2006 г. — директор по управлению ООО "Рашэн Мэнэджмэнт Хотэл Кампани" (Accor Россия — СНГ).
> Сейчас региональный директор AccorHotels в России и странах СНГ, генеральный директор ООО "Рашэн Мэнэджмэнт Хотэл Кампани".


Справка

AccorHotels

> Гостиничный оператор, управляющий 3,7 тыс. отелей в 92 странах мира, из них 30 — в России и СНГ.
> Под управлением отели от премиум–сегмента (Sofitel, Pullman, MGallery и Grand Mercure), среднего ценового (Novotel, Suite Novotel, Mercure, Mama Shelter, Adagio) до сегмента эконом (ibis, ibis Styles, ibis budget и hotelF1).
> Выручка компании в 2014 г. — 5,454 млн евро.