Компания "БСС" потратит до 50 млн рублей на открытие 16 аптек "Алоэ" в Петербурге

Автор фото: Кульгун Андрей

Фармхолдинг "БСС" переименовывает свои аптеки "Эдифарм" в "Алоэ". Под этим брендом компания планирует открыть до конца года в Петербурге 16 новых точек, увеличив сеть до 50 аптек. Расширение будет стоить 40-50 млн рублей, говорят эксперты.

Фармхолдинг " БСС " расширяет свою аптечную сеть "Алоэ", которую запустил год назад. Как рассказали в компании, до конца 2015 года планируется довести число аптек в Петербурге до 50. Сейчас под управлением БСС в Петербурге находится сеть из 18 аптек "Алоэ" (в том числе аптека–бутик в Большом Гостином дворе), аптечная сеть "Эдифарм" (15 аптек) и историческая "Аптека доктора Пеля" на Васильевском острове. Всего же по России работают 38 аптек холдинга под вывеской "Алоэ" и чуть больше 100 аптек под другими брендами.

От киосков до фарма–маркета

Как рассказала генеральный директор ООО "Алоэ" Ольга Чернова, до конца этого года компания откроет не менее 10 аптек "Алоэ" по России. Кроме того, ведется ребрендинг сети "Эдифарм", которая будет работать также под вывеской "Алоэ". Затраты на ребрендинг аптек "Эдифарм" составляют сумму от 1 млн рублей на объект.
Площадь аптек "Алоэ" варьируется от 10 до 150 м2 в зависимости от формата — аптечный киоск, аптечный пункт, аптека с открытой выкладкой, фарммаркет. Ассортимент вне зависимости от формата составляет до 15 тыс. наименований.
Инвестиции в развитие в компании не раскрывают, однако известно, что вложения в открытие аптеки–бутика "Алоэ" составили 9 млн рублей (с учетом товарного запаса).
По оценкам экспертов, на реализацию планов в Петербурге потребуется 40–50 млн рублей. "Точнее оценить тяжело, так как непонятно, в каком формате будут новые точки", — говорит Николай Беспалов, директор по развитию компании RNC Pharma.

Сильный дистрибьютор

Напомним, в 2014 году БСС купил 71 аптеку "36,6" у московской A.V.E. Group, сделку тогда оценивали в 500–700 млн рублей. За счет этой покупки БСС расширил сеть до 105 точек, однако компанию пока нельзя назвать крупным игроком аптечного рынка России или Петербурга. На локальном рынке лидируют "Доктор Столетов" (33 аптеки "Озерки") и фармхолдинг "РОСТА" (289 аптек "Радуга" и "Первая помощь"), на российском — A.V.E. Group и "Ригла".
Зато позиции фармдистрибьютора БСС усиливаются. По итогам первого полугодия 2015 года его доля на российском рынке отгрузок лекарств выросла до 3,3 с 2,1% в первом полугодии 2014 года, свидетельствуют данные RNC Pharma. Петербургский фармдистрибьютор занимает девятое место в топ–10 российских игроков. Оборот ООО "БСС" в 2014 году, по данным информационной системы "СПАРК", составил 11 млрд рублей, чистая прибыль — 180,9 млн рублей. Холдинг "БСС" принадлежит петербургскому предпринимателю Эдуарду Захрабекову.

Остаться на плаву

По мнениям экспертов, планы по развитию аптечной сети свидетельствуют о решимости БСС сохранить прибыльность. "Вероятность найти места под такое количество аптек низка, если только компания не озвучивает свои планы, уже имея договоренности с торговыми центрами", — считает Николай Беспалов. По его наблюдениям, ротация арендаторов в торговой недвижимости не затронула аптечный сектор — помещения здесь по–прежнему в дефиците. Конкуренция на рынке Петербурга очень высока, доля сетевых аптек составляет 94–95%.
Тем не менее Николай Беспалов считает решение холдинга "БСС" логичным. "Сейчас оптовая торговля испытывает серьезный кризис, многие стремятся диверсифицировать свой бизнес за счет розничного звена или фармпроизводства", — говорит он. В пользу развития розничной сети говорит то, что инвестиции в открытие аптек существенно меньше, чем в запуск своего фармзавода, при этом прибыльность пока позволяет аптечным сетям держаться на плаву, отмечает эксперт.
По итогам прошлого года аптечный рынок Петербурга вырос на 8%, до 28 млрд рублей, подсчитали специалисты RNC Pharma. Правда, в натуральном выражении рынок стагнирует, рост обеспечивает инфляция, а также смена предпочтений покупателей в пользу более крупных упаковок.

Расширение вопреки

Несмотря на ожесточенную конкуренцию, открывают новые точки и друге операторы. Быстро расширяет свою сеть в Петербурге "А5 Group", на конец 2014 года под ее управлением находилось 60 аптек под брендами "А5", "Норма" и "Фармадар", по итогам I квартала 2015 года — уже 78 аптек.
Холдинг "РОСТА", который управляет 875 аптеками "Радуга" и "Первая помощь", также планирует расширение. Как ранее говорил Давид Паникашвили, президент фармгруппы, в том числе "РОСТА" рассматривается возможность покупки действующих аптечных сетей.
Продолжают поиск помещений сети аптек "Невис", "Здоровые люди", а также "Университетская аптека".