Как российские компании паразитируют на известных брендах

Российские компании активно паразитируют на известных брендах иностранных компаний. Для юристов это означает хорошую возможность заработать. Только в Петербурге сегмент юридического рынка интеллектуальных прав составил в 2014 году 150 млн рублей.

По данным Роспатента , петербургские правообладатели за 2014 год подали 6360 заявок на регистрацию патентных прав. Из них 3234 заявки на товарные знаки, 1638 — на изобретения, 1323 — на полезные модели и 165 — на промышленные образцы. По словам участников рынка патентных поверенных, стоимость юридического сопровождения одной заявки обычно колеблется от 20 тыс. до 80 тыс. рублей, исходя из чего емкость петербургского рынка патентных прав они оценивают в 150–250 млн рублей. Еще примерно 50 млн рублей приходится на рынок патентных споров и примерно 100–150 млн — на рынок услуг по реструктурированию информационных потоков в корпорациях (новый сегмент, появившийся в последний год, после вступления в силу закона "О защите персональных данных").

Лидеры и аутсайдеры

На рынке интеллектуальных прав (IT/IP) действуют многие юрфирмы, но лидерские позиции традиционно удерживают "патентные бутики": "Арс–патент" (26 поверенных, которые принесли фирме в 2014 году около 50 млн рублей), "Патентика" (24 поверенных, 20 млн рублей), "Усков и партнеры" (10 поверенных, 48 млн рублей), питерские офисы московской "Городисский и партнеры" (12 поверенных, 36 млн рублей) и финской Nevinpat (14 поверенных, 102 млн рублей). Из универсальных юридических фирм в сегменте лидирует Dentons (у этой фирмы IT/IP занимаются 11 юристов, которые принесли фирме в 2014 году примерно 113 млн рублей).
Совокупные доходы петербургских фирм от правовых услуг в сегменте IT/IP оцениваются в 400–500 млн рублей, что превышает емкость петербургского рынка. Сами игроки объясняют это просто: львиная доля их работы приходится на иностранных заказчиков.
По словам участников рынка, последний кризис привел к перераспределению финансовых потоков на рынке. Во–первых, вырос рынок споров. "Здесь существенную роль сыграл Суд по интеллектуальным правам: за 2 года его работы рынок понял, что он выстраивает стабильную единую практику. А стабильность для рынка — благо", — говорит Виктор Наумов, управляющий партнер Dentons в СПб. "По моим ощущениям, рынок в деньгах сжался где–то на 20%, — говорит Вадим Усков. — Наибольшее падение у рублевых клиентов: тратят в основном кризисные пассионарии с новыми продуктами, остальные экономят".
Еще в худшем положении оказались российские заказчики, желающие получить патенты за пределами России, говорит Виктор Наумов: "В этом случае валютный фактор играет ощутимую роль: подсчитав расходы на пошлины, клиенты сокращают объем заявок".

Экспортозамещение

Ввод продуктового эмбарго в 2014 году вызвал вал новых заявок в Роспатент на регистрацию товарных знаков.
"Я помню, к нам приходили с тем самым маслом "Баба Валя" (речь идет о рассматриваемом сейчас ФАСделе по обвинению финской компанией Valio компании "Традиция" в копировании дизайна упаковки их масла "Валио". — "ДП"), — рассказывает Виктор Станковский, руководитель петербургского филиала компании "Городисский и партнеры". — Мы отказались: налицо конфликт интересов. И Valio, и "Сваля" — наши клиенты".
Но уже в 2015 году тренд сошел на нет: теперь российские компании все реже выводят на рынок новые товары. По словам Виктора Станковского, это объясняется активной защитой иностранцами своих брендов, спрос на которую компенсирует падение числа заявок на регистрацию. "Зарубежных товаров, попавших под санкции, на российском рынке нет, но есть действующие права на товарные знаки. Это позволяет блокировать оборот российских товаров, паразитирующих на зарубежных брендах", — говорит он. "Эти ребята работают в большинстве своем грамотно и консервативно, — добавляет Вадим Усков. — И поскольку затраты на юридическую защиту составляют меньше 1% от стоимости бренда, то бюджеты по этой статье не урезаются. Наоборот, многие сталкиваются с паразитированием на своих брендах. Поэтому рынок brand protection растет".

Новый сегмент

Между тем, по словам Виктора Наумова, в последний год буквально с нуля вырос новый сегмент. "Резко вырос спрос на реструктурирование корпоративных информационных систем в соответствии с требованиями законодательства о персональных данных", — говорит он.
По словам эксперта, это услуги на стыке IT и права. Они под силу только фирмам, у которых есть практика регулирования IТ и опыт построения соответствующих бизнес-процессов. Часть традиционных фирм такими заказами похвастаться не могут.
Крупные оборонные предприятия, планирующие зарубежные поставки, заказывают масштабные исследования патентной чистоты своей продукции. Выявляются действующие патенты на изобретения зарубежных фирм в странах поставок. Это вам не "Баба Валя": если будут заблокированы поставки вооружения по причине нарушения патентов, иски могут быть гигантскими. Так, мы недавно выиграли тендер петербургского ОАО "Климов" на проведение патентных исследований по таким странам, как США, Великобритания, Канада, Франция, Индия и Китай.
Виктор Станковский
Среди основных сегментов рынка можно выделить представительство в суде по авторскому праву, патентному праву и праву Интернета. Отдельным блоком идет договорная работа в сфере интеллектуальной собственности. Для нас в приоритете вопросы международно–правовой охраны, включая сопровождение лицензионных контрактов. Мы видим перспективы охраны доменных имен с учетом позиции ЕСПЧ: права на доменные имена по своей природе являются правами на имущество, так как представляют экономическую ценность.
Валентина Талимончик
директор департамента судебной практики и юридического сопровождения "Лигал Студио"