Путин везет на Дальний Восток большую речь

Автор фото: Сергей Гунеев/Риа Новости

Спич Владимира Путина на Восточном форуме анонсируется специально: он должен произнести какую-то большую речь, "как на ПМЭФ". Если западным партнерам на форумах в Петербурге президент уже, в принципе, сказал все, что мог, то на Востоке инвесторов он еще толком не зазывал. Но пока в "развороте на Восток" сильный акцент делается на одном только Китае.

Владимир Путин собирается выступить на Дальнем Востоке с большой речью, анонсировал помощник президента Юрий Ушаков. На Восточном экономическом форуме, который пройдет 3-5 сентября, "президент сделает большое выступление, выступит с речью, это будет по примеру Петербургского экономического форума", — сказал он.
Речь Владимира Путина анонсируется специально, хотя в общем было понятно, что он должен там выступить. Восточный экономический форум пройдет впервые. До этого был Дальневосточный форум, но он проходил при президенте Дмитрии Медведеве и, видимо, поэтому не считается: сейчас все как бы начинается заново, хотя сам факт такого перерыва свидетельствует о том, насколько на самом деле важен для России Тихоокеанский регион. Новый форум понадобился в рамках "разворота на Восток", начатого после санкционной войны. Он будет более представительным, и Путин уже несколько раз приглашал туда инвесторов.
Все, что можно было сказать Западу на петербургском форуме, Путин уже сказал и, судя по всему, ничего больше не добавит. Теперь надо попробовать примерно то же самое сказать Востоку. Президенту, в принципе, есть о чем рассказать на ВЭФ: о статусе свободных портов Приморья (например, законопроект об этом уже подготовлен), или о территориях опережающего развития, или о проектах Фонда развития Дальнего Востока. Все это интересно для инвесторов, другое дело, что прозвучит несколько авансом, так как пока только в процессе создания и как в реальности заработает — не очень ясно. Но полпред в ДФО Юрий Трутнев в интервью накануне форума уже собирается конкурировать с Гонконгом, Сингапуром, Китаем, Японией и Кореей.
Знаменитый "разворот на Восток" пока не приносит каких-то особенных результатов. Выражался он в основном в строительстве трубопроводов в Китай и подписании газовых контрактов, причем на неясных условиях, раскритикованных многими экспертами как невыгодные. Подписываются периодически соглашения, озвучиваются планы (например, по совместному созданию вертолета), заложен автозавод Lifan в Липецкой области, но нельзя пока сказать, что Пекин делает в отношении России что-то выдающееся на фоне отношений с другими странами. Месяц назад китайцы подписали, например, соглашение о свободной торговле с Австралией, что с точки зрения экономики куда интереснее. С надеждой ожидаемое кредитование пока не приобрело большого размаха: кредитные линии в крупных китайских банках открыли в этом году Сбербанк, ВЭБ и ВТБ, но на суммы менее $1 млрд.
Тем более выяснилось, что финансовая стабильность в Китае тоже оставляет желать лучшего. Начался экономический спад, темпы роста ВВП упали, на китайских биржах случился обвал, власти приняли решение девальвировать юань. Торговый оборот с Россией снизился в первом полугодии более чем на треть.
Перед ДЭФ Владимир Путин собирается посетить Пекин, в ходе визита будут подписаны два десятка двусторонних соглашений, но вот соглашение о "Силе Сибири — 2" пока откладывается, сообщили накануне в Кремле. Спрос на газ в Китае падает, а это — основа "разворота". Другие азиатские страны пока в "развороте" вообще мало участвуют. Идея газопровода в Японию так и осталась фантазией, расчеты в юанях — тоже по сути символической акцией; единственным прорывом можно назвать подписанное в мае (но еще не ратифицированное) соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Правда, торговый оборот России и Вьетнама в прошлом году составил чуть менее $4 млрд, это в десятки раз меньше, чем оборот Вьетнама с Китаем, США и ЕС.
Источник:
Источник:
источник: ITC trade map

По совпадению российский президент будет находиться в Китае как раз в дни празднования окончания Второй мировой войны — то есть победы над Японией. Он примет участие в торжествах, а российские военные — в параде.
Попытки Москвы заигрывать со странами Юго-Восточной Азии пока в основном оценивают скептически. Никаких особенных интересов в этом регионе у России никогда не было, если не считать выстраивания отношений с Китаем и Японией. Торговые обороты весьма незначительны, а в политическом смысле регион представляет собой комплекс сложных отношений — в первую очередь между Китаем, Японией и Южной Кореей с активным участием США, где Россия может оставаться наблюдателем. На фоне бурных разборок за архипелаги в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях спор за Курильские острова выглядит пенсионерской забавой.
Но к тому, что скажет Владимир Путин во Владивостоке, азиатские наблюдатели, конечно, прислушаются. Отношения США и Китая сейчас тоже переживают период охлаждения, Пекин подозревает Вашингтон в желании ослабить китайскую экономику проектом Транстихоокеанского партнерства, а США недавно едва не наложили санкции на Китай из-за кибератак. На этом Москва может попытаться сыграть, но не в ущерб отношениям с другими странами. Хотя вряд ли Китай вообще захочет доводить ситуацию до момента, когда придется выбирать между основными партнерами: экономические связи с США все-таки слишком сильны.
Впрочем, на данном этапе задача России — вообще привлечь хоть каких-то инвесторов к работе на Дальнем Востоке — в добычу, например, угля или золота, в сельское хозяйство, энергетику и т. д. Будут присутствовать представители не только азиатских стран, но и, например, канадских и австралийских компаний. Выступления Владимира Путина на ПМЭФ, когда-то оптимистичные, в последние 2 года представляют собой довольно однообразный набор ответов на вопросы про Украину. Во Владивостоке его наверняка будут куда меньше спрашивать на эту тему, но связанный с санкциями вопрос, как долго и насколько серьезно Россия сможет вкладываться в инфраструктуру Дальнего Востока, необходимую для инвесторов в первую очередь, никуда не денется.