В Петербурге начнут собирать плату за парковку грузовиков

Смольный намерен собирать деньги за парковку не только с водителей легковушек, но и с владельцев грузовиков. Для большегрузов хотят построить семь стоянок на окраинах города за 175 млн рублей.

Власти Петербурга нашли места для организации государственных грузовых стоянок. Первые три площадки, рассчитанные на 252 машино–места, расположены в Выборгском районе. Еще несколько участков — в Красносельском, Колпинском, Фрунзенском, Невском и Пушкинском районах (см. инфографику) — находятся в стадии оформления ГКУ "Центр комплексного благоустройства" (учреждение, подведомственное комитету по благоустройству города).
Таким образом Смольный намерен решить проблему отстоя на улицах города грузового транспорта, который существенно сокращает их пропускную способность.
Впервые об этой проблеме городские власти заговорили в 2013 году. Тогда же они заявили о намерении построить в Петербурге сеть стоянок для большегрузов и административными мерами заставить владельцев грузовиков пользоваться стоянками.
Впрочем, эти планы до сих пор остаются на бумаге: несмотря на официальное оформление первых трех территорий под стоянки, говорить о начале строительства можно будет лишь после ближайшего распределения бюджета, отмечают в комитете по благоустройству. Бюджет на следующий год городское правительство предполагает рассмотреть в сентябре–октябре. На создание одной стоянки, по оценкам экспертов, потребуется 25 млн рублей, семи — 175 млн рублей. Найдутся ли деньги на проект, неизвестно.

Стой и плати

Сейчас в Петербурге работает более 100 частных платных стоянок для грузового транспорта, которые вмещают в сумме около 5 тыс. машин единовременно. Оборот рынка стоянок для грузовиков оценивается примерно в 500 млн рублей в год.
Машино–место на платной стоянке стоит от 300 рублей за ночь. На месяц фуру можно пристроить минимум за 5 тыс. рублей, в среднем — за 7 тыс. Большинство таких площадок расположено в Московском, Колпинском, Красносельском, Кировском и Красногвардейском районах. Острее всего потребность в них ощущается в районе Большого порта Санкт–Петербург и вдоль Московского шоссе — в местах наибольшего скопления грузового транспорта.
Стоянки, как правило, представляют собой целый парковочный комплекс, внутри которого есть своя инфраструктура: шиномонтажная и ремонтная мастерские, магазины, душ, гостиница и прочее. Крупнейшая в Петербурге площадка — грузовой терминал "Руслан", который находится недалеко от Шушар и рассчитан на 700 машино–мест.
По оценкам экспертов, стартовые вложения в организацию грузовой автостоянки средних размеров в районе КАД могут составлять от 17 млн до 30 млн рублей, к тому же ее эксплуатация требует серьезных поддерживающих инвестиций, большая часть которых идет на содержание подъездной дороги. Годовой оборот средней стоянки оценивается примерно в 4,5 млн рублей. "На таких стоянках останавливаются чаще всего заезжие перевозчики, в основном из Москвы, и местные предприниматели, у которых до 10 машин. Крупные перевозчики для своего парка обычно арендуют отдельные площади и за машино–место не платят", — поясняет генеральный директор транспортной компании ComGroup Антон Кривошеев.
По словам Надежды Загорской, генерального директора ООО "Форсаж" (грузовая автостоянка в Рыбацком), сезонности в этом бизнесе как таковой нет. "Все зависит от груза. Например, машины, которые обслуживают стройки, ездят только летом.
В свою очередь контейнерные перевозки актуальны круглый год, но сейчас они упали почти вдвое. Высоким сезоном для нас можно считать только первые 15 дней нового года: в период праздников склады не работают, люди разъезжаются и вынуждены искать место, где оставить машину", — говорит она.
Припарковаться бесплатно дальнобойщики сейчас могут только на стоянках вдоль КАД. Перевозчики сетуют на их маленькую вместимость: там может стоять не больше 10 машин сразу и почти никогда не бывает свободных мест, говорят они.
Обслуживанием этих стоянок занимается предприятие "РосДорСтрой", на кольце их всего 10 (в сумме на 185 машино–мест), и увеличивать количество пока не планируется, сообщили "ДП" в Дирекции по строительству транспортного обхода Петербурга. Крупнейшая из этих стоянок расположена возле Мурманского шоссе и может вмещать 50 машин единовременно. Остальные площадки рассредоточены по КАД и вмещают не более 15 автомобилей.

Дорогое удовольствие

Владельцы стоянок переживают не самые лучшие времена: из–за снижения спроса на перевозки и падения прибылей транспортные компании и частники не готовы ставить машины за деньги.
"По доходам сейчас мы находимся где–то на уровне кризисного 2008 года", — отмечает Надежда Загорская.
Если поставить машину на неделю, то это минимум 2100 рублей, что очень дорого для перевозчиков, у которых и так сейчас упали продажи, говорит Наталья Тимофеева, председатель Союза автоперевозчиков крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов.
"Грузовые перевозки сейчас подешевели больше чем в 2 раза: раньше контейнерная перевозка между Москвой и Петербургом стоила 60 тыс. рублей, а сейчас — 28 тыс. А топливо между тем выросло в цене. Экономя, водители готовы ставить машины где угодно. Вечером едешь, например, из Новгорода в Питер — все обочины забиты грузовиками, вся дорога на подъезде к городу — одна большая грузовая стоянка. Нам нужна такая же система, как в Европе: на трассах там через каждые 50 км стоят бесплатные государственные площадки. Они оборудованы туалетами, кафе и магазинами, и водители могут в нормальных условиях соблюдать установленный законом режим труда и отдыха", — полагает Наталья Тимофеева.
"Несколько лет назад в комитете по благоустройству даже проходило совещание на тему того, чтобы отдать некоторые земли под строительство грузовых стоянок, но из этого ничего не вышло, потому что рентабельность посчитали недостаточной", — вспоминает председатель совета НП "Грузавтотранс" Владимир Матягин.
Грузовую автостоянку нельзя отнести к высокорентабельному бизнесу. "Чтобы она могла приносить хорошие деньги, ее необходимо развивать, добавив комплекс смежных услуг, — тогда ее можно вывести на приличную рентабельность", — уверена Наталья Тимофеева.