Почему выпускники престижных вузов не хотят работать в российском нефтегазовом секторе

Автор фото: ТАСС

В этом году исследователи отмечают снижение интереса выпускников престижных российских вузов к работе в отечественном нефтегазовом секторе (хотя совсем недавно трудоустройство там было пределом мечтаний) и повышенное внимание к международному консалтингу. Другие эксперты рынка труда уточняют, что результаты отражают желания не всех российских студентов.

Агентство Changellenge этим летом интересовалось, как изменились карьерные предпочтения вчерашних выпускников престижных российских вузов в условиях кризиса и экономической нестабильности. Были опрошены более 2 тыс. молодых людей в возрасте от 19 до 21 года из 85 вузов (МГУ, МГИМО, НИУ ВШЭ, РЭУ им. Г. В. Плеханова, ФУ при правительстве РФ, МФТИ, СПбГУ и других учебных заведений). Около 60% опрошенных имеют средний балл не ниже 4,5 и хорошо владеют английским языком.

В чем дело

Выяснилось, что студенты и выпускники с высоким потенциалом предпочитают работу в международных консалтинговых компаниях, уходя от традиционного стремления начать карьеру в отечественном нефтегазовом секторе. Значительный рост показали все консалтинговые компании "большой тройки". Особенно это касается компаний BCG (2–е место) и Bain (9–е место), после двухлетнего отсутствия вернувшихся в топ–10 (BCG поднялась на восемь позиций, Bain — на девять). Возглавила рейтинг самых привлекательных работодателей компания McKinsey. Компания "Газпром нефть", бессменный лидер предыдущих рейтингов, впервые за 3 года не попала в топ–3 (4–е место), компания "ЛУКОЙЛ Оверсиз" также опустилась на две позиции (6–е место). "Традиционно интерес к нефтегазовому сектору происходит из–за стабильности и высокого заработка в этой сфере. Именно эти две составляющие находятся под вопросом в свете последних событий в экономике, — поясняет снижение интереса к вчерашним лидерам Андрей Алясов, генеральный директор Changellenge. — Кроме того, большинство нефтегазовых компаний (кроме "Газпром нефти" и "ЛУКОЙЛа") обращают мало внимания на трудоустройство молодежи". В то же время, по его словам, консалтинговые компании являются лидерами с точки зрения количества и качества взаимодействий с молодежью.
Нина Осовицкая, консультант премии "HR–бренд", поясняет попадание в лидеры рейтинга консалтинговых компаний особо подобранными респондентами. "Это студенты топовых вузов с ориентацией на международную карьеру. Думаю, если бы охвачены были региональные университеты, колледжи, картина была бы совсем другой", — уверена она. Павел Лебедев, руководитель направления исследований рекрутингового портала Superjob, тоже не во всем согласен с выводами коллег: "Видеть на первых строчках рейтинга привлекательными работодателями крайне нишевые консалтинговые компании для меня странно. Предполагаю, что возможны были определенные смещения в структуре опрашиваемых, в выборе факультетов и т.п.". Ссылаясь на аналитику вакансий и резюме своего job–портала, Лебедев отмечает, что самой популярной у российских молодых специалистов сферой остаются продажи. По его словам, административная работа и банковская сфера в дополнение к продажам формируют тройку самых популярных сфер поиска работы среди молодых специалистов. Замыкают ее транспорт, логистика и промышленность, производство.
Для Маргариты Филипповой, генерального директора агентства "Мандарин", в результатах рейтинга особой загадки нет. "Если 20 лет назад производственных компаний было больше, чем тех, кто предлагает услуги, то сейчас все наоборот. Престиж работы в производственной компании падает. Помимо того, некоторые студенты думают о том, чтобы уехать в другую страну, как на какое–то время, так и на постоянной основе, а опыт работы в международной компании всегда будет плюсом в этой ситуации", — поясняет она.

Карьерный вклад

Изменилось отношение студентов и к работе в отечественных банках. Сбербанк и ВТБ в рейтинге Changellenge опустились на 11 и три позиции по сравнению с прошлым годом, заняв 28–е и 22–е места соответственно. "Причины снижения интереса к российским банкам в основном экономические, связанные с большим уроном, нанесенным банковской системе в связи с кризисом. Кроме того, большинство банков малоактивны на рынке студентов. Из крупных только Альфа–Банк активно реализует студенческие проекты. Сбербанк и ВТБ проявляют активность, но очень фрагментарную. Остальные банки практически незаметны", — уверен Андрей Алясов.

Случайность или тренд

Возможно, смена богов на трудовом олимпе связана с зарплатными возможностями потенциальных работодателей. Ведь главный критерий выбора будущего места работы у многих студентов, как показал опрос, — размер зарплаты. Большинство участников голосования рассчитывают на вознаграждение в размере 32 тыс. рублей в период прохождения стажировки и 70 тыс. на постоянной работе.
Справедливости ради стоит отметить, что за последний год прибавили в значимости для студентов такие критерии, как интересная работа и возможность быстрого карьерного роста. Оксана Кухарчук, директор департамента корпоративного университета МТС, считает нужным уточнить: "Наши исследования показывают, что для молодежи зарплата и стабильность являются больше гигиеническими факторами. Важны они в основном для студентов менее престижных вузов". Андрей Алясов уверен, что полученные результаты голосования отражают мнение не только студентов престижных вузов. "С одной стороны, экономика сильно влияет на мнение студентов. С другой стороны, в топе уже невозможно удержаться, не проводя активной работы со студентами". Это означает, что будущие молодые специалисты все больше оценивают работодателя по его работе со студентами. Нина Осовицкая рынок труда видит по–другому. "По итогам 2014 года мы отметили резкое снижение доли международных компаний в списке лидеров привлекательных работодателей. Они получили лишь три места в топ–10 рейтинга, тогда как годом ранее — семь. Такие компании, как "Газпром нефть" и банк "ВТБ 24", только повысили свою привлекательность в качестве работодателя в глазах широкой аудитории соискателей. Традиционно в списки лучших работодателей входят компании из большой телекомовской тройки, крупные ретейлеры, фармкомпании, производственные компании".