31 августа 2015, 09:51|Анжелика Тихонова manager@dp.ru|Все статьи автора

Почему выпускники престижных вузов не хотят работать в российском нефтегазовом секторе

В этом году исследователи отмечают снижение интереса выпускников престижных российских вузов к работе в отечественном нефтегазовом секторе (хотя совсем недавно трудоустройство там было пределом мечтаний) и повышенное внимание к международному консалтингу. Другие эксперты рынка труда уточняют, что результаты отражают желания не всех российских студентов. Новости, Новости СПб, Работа, Санкт-Петербург

Агентство Changellenge этим летом интересовалось, как изменились карьерные предпочтения вчерашних выпускников престижных российских вузов в условиях кризиса и экономической нестабильности. Были опрошены более 2 тыс. молодых людей в возрасте от 19 до 21 года из 85 вузов (МГУ, МГИМО, НИУ ВШЭ, РЭУ им. Г. В. Плеханова, ФУ при правительстве РФ, МФТИ, СПбГУ и других учебных заведений). Около 60% опрошенных имеют средний балл не ниже 4,5 и хорошо владеют английским языком.

В чем дело

Выяснилось, что студенты и выпускники с высоким потенциалом предпочитают работу в международных консалтинговых компаниях, уходя от традиционного стремления начать карьеру в отечественном нефтегазовом секторе. Значительный рост показали все консалтинговые компании "большой тройки". Особенно это касается компаний BCG (2–е место) и Bain (9–е место), после двухлетнего отсутствия вернувшихся в топ–10 (BCG поднялась на восемь позиций, Bain — на девять). Возглавила рейтинг самых привлекательных работодателей компания McKinsey. Компания "Газпром нефть", бессменный лидер предыдущих рейтингов, впервые за 3 года не попала в топ–3 (4–е место), компания "ЛУКОЙЛ Оверсиз" также опустилась на две позиции (6–е место). "Традиционно интерес к нефтегазовому сектору происходит из–за стабильности и высокого заработка в этой сфере. Именно эти две составляющие находятся под вопросом в свете последних событий в экономике, — поясняет снижение интереса к вчерашним лидерам Андрей Алясов, генеральный директор Changellenge. — Кроме того, большинство нефтегазовых компаний (кроме "Газпром нефти" и "ЛУКОЙЛа") обращают мало внимания на трудоустройство молодежи". В то же время, по его словам, консалтинговые компании являются лидерами с точки зрения количества и качества взаимодействий с молодежью.

Нина Осовицкая, консультант премии "HR–бренд", поясняет попадание в лидеры рейтинга консалтинговых компаний особо подобранными респондентами. "Это студенты топовых вузов с ориентацией на международную карьеру. Думаю, если бы охвачены были региональные университеты, колледжи, картина была бы совсем другой", — уверена она. Павел Лебедев, руководитель направления исследований рекрутингового портала Superjob, тоже не во всем согласен с выводами коллег: "Видеть на первых строчках рейтинга привлекательными работодателями крайне нишевые консалтинговые компании для меня странно. Предполагаю, что возможны были определенные смещения в структуре опрашиваемых, в выборе факультетов и т.п.". Ссылаясь на аналитику вакансий и резюме своего job–портала, Лебедев отмечает, что самой популярной у российских молодых специалистов сферой остаются продажи. По его словам, административная работа и банковская сфера в дополнение к продажам формируют тройку самых популярных сфер поиска работы среди молодых специалистов. Замыкают ее транспорт, логистика и промышленность, производство.

Для Маргариты Филипповой, генерального директора агентства "Мандарин", в результатах рейтинга особой загадки нет. "Если 20 лет назад производственных компаний было больше, чем тех, кто предлагает услуги, то сейчас все наоборот. Престиж работы в производственной компании падает. Помимо того, некоторые студенты думают о том, чтобы уехать в другую страну, как на какое–то время, так и на постоянной основе, а опыт работы в международной компании всегда будет плюсом в этой ситуации", — поясняет она.

Карьерный вклад

Изменилось отношение студентов и к работе в отечественных банках. Сбербанк и ВТБ в рейтинге Changellenge опустились на 11 и три позиции по сравнению с прошлым годом, заняв 28–е и 22–е места соответственно. "Причины снижения интереса к российским банкам в основном экономические, связанные с большим уроном, нанесенным банковской системе в связи с кризисом. Кроме того, большинство банков малоактивны на рынке студентов. Из крупных только Альфа–Банк активно реализует студенческие проекты. Сбербанк и ВТБ проявляют активность, но очень фрагментарную. Остальные банки практически незаметны", — уверен Андрей Алясов.


Короткий адрес материала: http://www.dp.ru/10448x/
Поделиться
Читайте на эту же тему

Персоны и Компании

{{commentCtrl.getHeader()}}
Войдите, чтобы оставить комментарий
Комментарии:

  • To:

 
Rambler's Top100 Индекс Цитирования