Монологи вагины — 2

"В сторону белого КамАЗа" на фестивале "Точка доступа: Театр в городе"

Некогда губернаторше Матвиенко, проезжавшей по улицам вверенного города, попалась на глаза афиша спектакля "Монологи вагины" (отличного, кстати). Которая тут же стала причиной высочайшего гнева. В самом деле, ведь вагина — как жопа: сама она есть, а слова такого нет. Говорливую заглавную героиню урезали до эвфемистической буквы V.
Но прошли годы — и она снова подала голос. Прямо в городском пространстве. А именно — промеж проспектов Энгельса и Тореза. Всех участников квеста снабдили планшетиками с инструкциями. Типа: "Следуйте за черным пуделем" — каковой пудель на видео бежал ровно по тем тропам между домов и кустов, обвешанных указующими маршрут разноцветными лентами, по которым теперь двигались мы. Тропы привели к небольшому пруду (или большой луже), сплошь затянутому ряской. Однако девайсы сообщили, что это вовсе никакой не пруд, а Мировая Вагина, которая, будучи оплодотворена Белым КамАЗом, родила Афродиту, богиню любви и красоты местного розлива, то есть с Удельной. В Вагину предлагалось кидать камушки, плеск стал ее ответом.
Но то был уже 2–й акт. Начавшийся с того, что нас посадили в антикварный военный фургон и в почти полной темноте повезли неведомо куда — как оказалось, в ту самую пересеченную местность между проспектами (один из немногих гористых ландшафтов в плоском СПб). К этому моменту создатели спектакля уже так загрузили всякой мифологией, что хотелось сунуть в рот монету — плату Харону за переправку тебя через Стикс в царство Аида. Поскольку царство все время напоминало о себе сквозь мирные удельнинские пейзажи.
А началось все в полузаброшенном кинотеатре "Уран" на Ярославском. На стене одного из его помещений была коротенько изложена древнегреческая история усекновения гениталий Урана, произведенного его сынком Кроном. Эти, как выразились авторы, "определенные ценные части" и получили имя "Белый КамАЗ". Что ж, спасибо: например, во французском имеются тысячи совершенно приличных обозначений ценных частей, тогда как по–русски их можно назвать либо медицинским термином, либо матом. А тут сочинитель и продюсер Всеволод Лисовский, режиссер Вера Попова, художники Алексей Лобанов и Александра Ловянникова, опросившие окрестных жителей и собравшие в сценарий локальные приметы, сюжеты и обычаи, заодно еще и пополнили наш тезаурус.
И — в путь! Каждому зрителю выдают набор путеводных символов и альбомчик с описанием 12 подвигов Тихона. Это тот самый черный пудель, явившийся местным гопникам Одиссею и Ахиллу (их облик и кликухи знаем из комикса, показанного еще в "Уране"), — пародия на начало "Фауста", где, как известно, пуделем прикинулся Мефистофель. Собачьи подвиги — к примеру, такие: "Тихон и Стимфалийские птицы. Стимфалийскими мы назвали этих птиц исключительно для красоты. Это были обычные голуби, которые безжалостно обсирали все в округе. И машины, и скамейки, и даже людей. Так вот, Тихон всех этих птиц безжалостно разогнал".
Спектакль–путешествие намеренно глумливо перемешивает античный пафос с житьем–бытьем петербургского захолустья, где посреди уютных старых двухэтажных домиков понатыканы уплотнительно–застроечные уроды. Когда доходим до Удельного парка — прибавляется германский эпос: валькирии, драконы, сияющие мечи. И масскульт: Женщина–кошка, она же инженер в НИИ. Но не спешите, отведав этого безумного коктейля (его разливают посредством табличек, плакатов на деревьях и текста в наушниках), задавать сакраментальный вопрос: "Что курил автор?"
Автор(ы) следуют двум стратегиям. Первая — Венички Ерофеева, "Москвы — Петушков": прозреть возвышенное в обыденном, произвести возгонку дерьма в поэзию. Вторая — общая стратегия contemporary art: очертить объект рамкой и сказать: "Смотри!" И я смотрю на руины одного из домов, обнесенные синим забором, а из зияющих провалов тихонько раздается музыка (удалось разобрать, в частности, "Кармен"), — и чувствую себя едва ли не сталкером в таинственной Зоне.
Фестиваль, устроенный центром "Открытая сцена", затем и придуман: чтобы помочь разуть глаза, увидеть в городе, где живешь всю жизнь, — негромкие веселые чудеса. "КамАЗ" ездит до 6 сентября.