Россияне все чаще занимают у микрофинансовых организаций, а не у банков

Автор фото: Роман Яровицын/Коммерсантъ

В то время как банки сокращают выдачу кредитов, портфели микрофинансовых организаций растут как на дрожжах. МФО подбирают тех клиентов, которым отказали банки, опасающиеся роста просроченных долгов. По прогнозам, рынок МФО будет расти еще 5 лет двузначными процентами, потому что спрос на микрозаймы сейчас удовлетворен лишь на четверть.  

Кризис в банковской среде положительно повлиял на бизнес микрофинансовых организаций. Из-за роста просроченных долгов банки все чаще отказывают клиентам с недостаточно совершенной кредитной историей в кредите и, таким образом, жертвуют ростом кредитных портфелей, чтобы избежать риска ухудшения его качества. В это время портфели займов МФО растут с невероятной скоростью.

Займовый бум

По итогам 2014 года, по данным "Эксперт РА", совокупный портфель займов МФО вырос на 28% и в абсолютном выражении составил примерно 50 млрд рублей. А в первом полугодии 2015 года поток клиентов в МФО еще больше.
К примеру, портфель одного из крупнейших в России сервисов онлайн-кредитования MoneyMan по итогам первого полугодия 2015 года составил 620,7 млн рублей, что в 2 раза больше, чем на конец первого полугодия 2014 года. По сравнению с итогами 2014 года объем кредитного портфеля компании вырос на 43,5%. Портфель займов еще одной МФО "Займер" вырос в 7,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщил генеральный директор компании Сергей Седов. МФО "ФинТерра" отмечает, что в период с января по июнь этого года объем выдачи в годовом выражении в компании вырос на 9,5%.
По мнению Бориса Батина, генерального директора MoneyMan, рост портфеля займов рынка микрофинансирования обусловлен тем, что спрос на услуги существенно превышает предложение. "Еще в 2012 году ФАС оценивала потребность россиян в микрозаймах в 300-350 млрд рублей, сейчас эта цифра еще больше. По нашим оценкам, спрос удовлетворен не более чем на 20-25%. В этом потенциал роста микрофинансового рынка, который будет реализовываться еще в течение 5 лет. Рынок будет расти на двузначные процентные значения ежегодно", - уверен он.

Из банка в МФО?

Некоторые эксперты считают, что особенно быстрый рост выдачи займов микрофинансовыми организациями так или иначе связан с ужесточением требований банков к заемщикам.
"С начала года объем кредитования снизился на рекордные 5,21%. В сложившейся ситуации альтернативой становятся микрофинансовые организации, которые предлагают чуть более дорогие ресурсы, но при этом достаточно либерально подходят к оценке финансового состояния заемщика и демонстрируют гибкость в адаптации условий предоставления займов", - комментирует президент "Секвойя Кредит Консолидейшн" Елена Докучаева.
Однако не на все МФО нахлынул поток банковских "отказников". "В нашем МФО сегодня только около 12% от общего объема заявок новых клиентов составляют заявки, поступившие от тех заемщиков, которым отказали банки в потребительском кредите. И с начала года количество заявок от "отказников" банков выросла незначительно – на 3-4 пункта. Такой низкий рост оправдан – если в банке заемщик рассчитывает на сумму кредита 100 тыс. рублей, то в МФО он может получить лишь 15, в редких случаях - 50. К тому же банковские ставки ниже, чем в микрофинансовых организациях", - объясняет глава "Займера" Сергей Седов.
Рынок банков и МФО пересекается лишь на 20-25%. Цель МФО - работа с людьми, которые не имеют доступа к банковскому кредитованию. Во-первых, у них нет подтвержденного дохода и обеспечения, нет кредитной истории или она испорчена. Во-вторых, цель МФО - движение в сторону мелких населенных пунктов, в которых нет офисов банков. В населенных пунктах с населением менее 50 тыс. человек банки практически не представлены. В результате там клиент для микрофинансирования получается даже более качественный. Целевая аудитория нашей компании - люди с доходом до 30 тыс. рублей на семью. По статистике, они составляют 70% населения страны.
Андрей Бахвалов
Главный исполнительный директор компании "Домашние деньги"
Отказ банков от мелких потребительских кредитов и займов малому бизнесу вызвал некоторый переток физических лиц и индивидуальных предпринимателей в сферу микрофинансирования. Но это не говорит о том, что заемщики готовы полностью отказаться от банковских услуг. Если клиенту нужна большая сумма на длительный срок – он идет в банк. Если же нужно быстро одолжить несколько тысяч рублей до зарплаты – заемщик готов воспользоваться краткосрочным займом. Среди клиентов МФО есть те, кто имеет плохую банковскую кредитную историю, но они пользуются услугами МФО постоянно: берут займы и, что самое важное, возвращают их.
Юрий Провкин
генеральный директор группы компаний "Быстроденьги"
Микрозайм – это нишевый продукт, он значительно отличается от банковского кредита, и лишь при определенных условиях выступает его альтернативой. Люди, пользовавшиеся банковскими потребительскими кредитами, привыкли к ссудам на значительно большие суммы, сроки и под более низкие ставки. Объемы финансирования микрофинансовых компаний страны колеблется по разным данным от 0,5% до 1% от объемов банковского кредитования. Даже если бы переток заемщиков из банковского сегмента в микрофинансовый был существенным, МФО просто не справились бы с потребностями бывших заемщиков банков из-за недостатка фондирования.
Борис Батин
генеральный директор сервиса онлайн кредитования MoneyMan
"На рынке существует миф, что МФО выдают займы всем подряд. У нас процент одобрения заявок составляет всего 30%", - добавляет Андрей Бахвалов, главный исполнительный директор компании "Домашние деньги".
В то же время благодаря отказам в банках заметно растет сегмент займов в МФО, которые могут стать альтернативой потребительским кредитам в банках. "Особенный рост наблюдается скорее в сегменте installment loans - займов на большие суммы и на длительный срок - как альтернативы потребительским кредитам наличными. В сегменте pay day loans - займов до зарплаты - эффект от этого процесса меньше", - добавляет Сергей Седов.

Взлет онлайна

При этом наибольший рост показал сегмент онлайн-кредитования: то есть компаний, которые выдают займы через Интернет. Они сокращают издержки на содержание офисов, персонала, накладные расходы и др. За полгода доля онлайн-займов в совокупном портфеле микрофинансовых компаний выросла до 4,9% с 3% (то есть сразу на 63%), свидетельствуют данные анализа СРО "МиР". В целом онлайн-займы стали единственным видом МФО, которому удалось нарастить свою долю в совокупном портфеле ссуд россиян.
"Этот тренд сохранится в ближайшие годы. Доля онлайн-займов к концу 2015 года достигнет 10% от совокупного портфеля микрофинансовой отрасли", - прогнозирует глава MoneyMan Борис Батин.
Интерес заемщиков к дистанционным способам получения денег отмечают и "Быстроденьги". "Уже 46% всех займов наши клиенты получают на предоплаченную карту компании, позвонив по телефону горячей линии. Доля заемщиков, получающих займ онлайн на именные банковские карты, выросла за год в 4 раза", - говорит Юрий Провкин.
МФО станет меньше
При этом количество МФО растет не очень быстро. Бум регистраций МФО в России пришелся на 2013 год.
Источник:
Сейчас в России действует около 5 тыс. микрофинансовых организаций, примерно 230 работает в Петербурге. В целом на Северо-Запад приходится 9% от общего числа МФО России.
"По любым меркам это избыточное количество, и регулятор продолжает чистить рынок. Так, только за август ЦБ исключил из реестра микрофинансовых организаций почти 300 компаний. Если такая динамика продолжится, к концу 2015 года число МФО составит максимум 3000. Одни компании будут уходить из-за требований регулятора, другие из соображений рентабельности", - прогнозирует Андрей Бахвалов, главный исполнительный директор компании "Домашние деньги".

Просрочка не растет

У МФО так же, как и у банков, в связи с резким снижением платежеспособности россиян есть проблемы с просроченными долгами. Правда, цифры для обозачения этого показателя для МФО по сравнению с банками совсем другие. Так, по словам представителей рынка, в рамках микрофинансовой модели бизнеса даже 30% невозвращенных долгов – это приемлемый показатель.
По итогам первого полугодия доля "плохих долгов" (просроченной на более чем 90 дней задолженности) оценивается на уровне 23-25%. Однако ситуация с просрочкой по сегментам микрофинансового рынка значительно различается. Например, в сегменте онлайн-кредитования уровень "плохих долгов" существенно ниже среднерыночного.
Большинство опрошенных "ДП" МФО отмечают, что доля просрочки почти не изменилась по сравнению с прошлым годом. "Быстроденьги" сообщают о просрочке в 16% (так же как в 2014), в MoneyMan - 14% (снизилась за полугодие на 1 процентный пункт), "Домашние деньги" сократили просрочку с 33 до 26%, в "ФинТерре" и "Займере" доля не изменилась.
"Называя причины неоплаты, клиенты чаще всего ссылаются на задержку заработной платы, потерю работы и ухудшение материального положения. На конец II квартала 2015 года доля таких причин составила 62%, что на 11% выше уровня аналогичного периода прошлого года", - отмечают "Быстроденьги".