Борьба за места для автолавок выходит на новый виток

Автор фото: Свистунова Валентина
Российская Федерация. Санкт-Петербург. Торговля с машин.

Чиновники Смольного в закрытом режиме встретились с владельцами автолавок, которые в результате скандального передела рынка нестационарной торговли потеряли места. Власти выслушали предпринимателей, оставшихся не у дел, но ничего предложить не смогли.

В июле в городе началась война за места под автолавки: тем, кто занимал проходные места со своей продукцией по 5 и более лет, сказали, что они свободны. Имена новичков — компаний и ИП, получивших в итоге 163 места в городе под автолавки, комитет имущественных отношений старательно держит в секрете, хотя они распределены еще в конце июля. Городской объем рынка автолавок оценивается почти в 1,5 млрд рублей в год, однако в действительности он может быть в 3,5 раза больше. По данным КРППР, в настоящее время в Петербурге насчитывается 468 точек передвижной торговли.
По федеральному закону места под автолавки, а также киоски прессы и пункты по ремонту обуви предоставляются городом без конкурса. Порядок распределения описан в распоряжении комитета имущественных отношений (КИО) № 15-ро. Суть его сводится к тому, что кто первым подал заявление на место, если оно было правильно оформлено (в том числе и нотариально), тот и занял вожделенное место. Но заявления одновременно принимали как в управлении по работе с клиентами КИО, так и просто через ящик для корреспонденции КИО, и, как декларировалось, также через МФЦ таким образом, возникли конфликты между фирмами, подававшими заявления практически в одно и то же время. Процедура, как поступать, если в одно и то же время поданы заявки от разных претендентов, как и то, кому достается место в случае отказа от него компании-заявителя, в постановлении оказалась не прописана.
26 августа в комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР) с участием КИО и владельцев 25 компаний-производителей, торгующих через автолавки — старых и новых, прошло закрытое совещание. Журналистов на него не пустили. От КРППР в совещании принимали участие заместитель председателя комитета Лидия Громова и начальник отдела потребительского рынка Елена Капустина. От КИО — она и озвучивала итоги компании по распределению мест — начальник управления земельных ресурсов КИО Марина Троицкая. Как рассказывают участники совещания, основные места получила компания "Быстроежка" (на самом деле, по заявлению самой "Быстроежки", только 23 места) и производитель рыбных консервов "Танита Фиш" (по данным СПАРК , владелица Татьяна Некрасова, компания зарегистрирована в Стрельне), которая подавала заявки на 74 места. Кто получил остальные места и в каком количестве, в настоящий момент не известно, в КИО об этом был направлен запрос 19 августа и ответа до сих пор нет. "ДП" удалось дозвониться до Марины Троицкой, но, извинившись, она ответила, что не уполномочена давать комментарии прессе и попросила обратиться официально в приемную председателя, хотя отметила, что решение для всех недовольных есть и КИО работает над ним.
Юрий Ханонов, владелец компании "Агробалт" (бренд "Месье Патисье"), подавший заявки на 33 места и получивший отказ, рассказал "ДП", что чиновники только выслушали предпринимателей и ничего не предложили.
"Нам рассказали, — отмечает Тамара Лебедева, директор по рознице компании "Буше", — что через 2 недели якобы появятся новые 155 мест под автолавки, а в постановление, которое спровоцировало неразбериху с распределением мест, внесут изменения — там появится ясное указание на то, что места должны получать именно производители продукции". В "Буше" узнали о новом порядке 6 июня и подали заявки 26 июня, как только это стало возможным. "Но наши места в схеме почему-то были распределены между разносной и развозной торговлей, — рассказывает директор, — и мы подали только на развозную всего четыре заявки". Компания "Буше" — одна из пионеров рынка, она торгует через автолавки почти 10 лет. "Когда-то мы начали с легкой руки Валентины Матвиенко, — рассказывает Тамара Лебедева, — и приобрели машины итальянского производства стоимостью 80 тыс. евро каждая". У станций метро сейчас работает 16 машин "Буше". За 10 лет потребители привыкли к продукции компании, хотя большую часть хлеба, булочек и пирожных компания реализует через сеть собственных кафе, а также оптом. "Но автолавки — существенная часть сбыта, — говорит Тамара Лебедева, — рентабельность там выше, чем в торговом зале, в 2-3 раза". Сейчас автолавки "Буше" — вне закона.
Ветераны рынка автолавок, компании "Месье Патисье", "Буше", "Ленрегионпродукт", "Балтийский хлеб" и другие, готовят обращение к губернатору. Смысл обращения в том, чтобы отменить результаты распределения мест и распределить их заново.
Другая группа автолавочников, которая также недовольна ситуацией, — компании "Каскад" и IBP-group ("Бабушкины пироги", "Ватрушка"), подконтрольные "Союзу малых предприятий СПб" Александра Доронина, и компания "Быстроежка" с брендом "Тили-тесто", подконтрольная через НП "Объединение малого и среднего предпринимательства в сфере мелкорозничной торговли "Северо-Западный регион" предпринимателю Павлу Альтову. Павел Альтов говорит о том, что корень проблемы этого рынка лежит в истории. "Самая большая иллюзия — это то, что 5 лет назад был уведомительный порядок для начала работы автолавок в городе и все желающие заняли те места, которые им просто понравились. Этого не было! — восклицает Павел Альтов. — Порядок был сложный, многоступенчатый, через вхождение в городскую Адресную программу".
В Адресной программе 2012 года было более 400 мест для ведения торговли с колес. Объем рынка измерялся в 2,4 млрд рублей. Затем изменилось законодательство, и все автолавки оказались несанкционированными. Чтобы сохранить отрасль, в октябре 2014 года председатель КРППР Эльгиз Качаев обратился к начальнику ГУ МВД России по СПб и ЛО Сергею Умнову с просьбой не ликвидировать этот сектор городской торговли. Каждая легальная автолавка получила сопроводительное письмо, защищающее ее владельцев от вопросов полиции. Однако неопределенным моментом воспользовались некоторые владельцы автолавок и поставили дополнительные точки без разрешений. "Произошло то, что сделало этот рынок фактически теневым — кто-то сдвинулся на несколько золотых метров и перегородил поток остальным, кто-то вывел дополнительно несколько машин, взяв для разрешения возможных проблем на работу бывших сотрудников полиции, и так далее", — рассказывает Павел Альтов. О том, что ситуация с автолавками совсем не простая, говорит и исследование "Северо-Западного региона" — оно есть в распоряжении "ДП", здесь конкретные адреса и фотографии машин, стоящих не на своих местах.