WhatsApp и Google объявлены очередной бедой России

Автор фото: Артем Геодакян/ТАСС

Совет безопасности России озаботился тем, что хабаровские чиновники используют Google и WhatsApp на работе. К слову, в Смольном тоже сложно найти сотрудника, не пользующегося мессенджерами. "ДП" разбирался, в чем причина критики западных cервисов.

Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев сегодня обрушился с критикой на хабаровских чиновников за то, что они используют иностранные сервисы Google, WhatsApp, Yahoo и другие для решения "служебных вопросов".
"Серьезную опасность представляет использование сотрудниками органов госвласти регионов и местного самоуправления для решения служебных вопросов информационно-телекоммуникационных ресурсов, расположенных за пределами России", — заявил секретарь Совбеза России Николай Патрушев. По его словам, это общая проблема для всей страны, "но на Дальнем Востоке она стоит особенно остро", где в служебных целях чиновники используют иностранные сервисы Google, WhatsApp и Yahoo.
Странно, что секретарь Совбеза обратил внимание на Дальний Восток. В Петербурге или в Москве чиновники и депутаты тоже активно пользуются зарубежными мессенджерами и поисковиками.
Например, в Смольном по пальцам можно пересчитать людей, которые не пользуются современными средствами связи. По сведениям "ДП", мессенджеры вообще не используют вице-губернаторы Игорь Дивинский и Александр Говорунов, а также градоначальник Георгий Полтавченко. Возможно, это связано с их разведывательным прошлым. Кроме того, 3 года назад администрация Петербурга закупила за 442 тыс. рублей пять телефонов с системой шифрования разговоров и защитой от взлома. Эти аппараты предназначаются для ключевых фигур в руководстве города — губернатора и его заместителей.
Гнев секретаря Совбеза поддержал и первый заместитель председателя комитета по информационной политике Госдумы Владимир Деньгин. "Программные обеспечения, созданные на Западе, позволяют полностью контролировать происходящее в России, но при этом игнорировать российское законодательство", — заявил он. По его словам, надо в первую очередь избавиться от контроля Запада, создав свое программное обеспечение.
Идея отказаться от использования всего иностранного родилась у российских чиновников не вчера. Пару лет назад самый скандальный и нравственный петербургский депутат называл предателями тех чиновников и депутатов, кто на работе пользуется заграничными гаджетами. Хотя он сам пользуется смартфонами и планшетами Samsung и Apple во время заседаний Законодательного собрания.
Зачем власти хотят избавить страну от засилья иностранных гаджетов и операционных систем, понятно: чем большим количеством средств связи пользуются люди, тем сложнее контролировать их разговоры. Несколько лет назад российские спецслужбы протестовали против Skype, но успокоились, когда получили исходные коды и смогли прослушивать его. Теперь же, видимо, настало время остальных.
Однако если несколько лет назад заявления про избавление от WhatsApp, Apple или Google показались бы многим лишь плодом больной фантазии, то теперь это можно объяснить потребностями импортозамещения и поддержки отечественного производителя. В пользу этого говорит и решение Минкомсвязи, которое предложило запретить госорганам закупать иностранный софт, если имеется его российский аналог, но с этим во многих областях туго.
На данный момент доля импорта клиентских и мобильных ОС составляет 95%, серверных ОС — 75%, систем управления базами данных — 86%, средств управления "облачной" инфраструктурой и виртуализацией — 93%, а пользовательского офисного ПО — 97%. Несмотря на это, у правительства большие планы и к 2025 году в России должны появиться собственные мобильные и операционные системы.
А пока российские чиновники вполне могут отказаться от использования буржуазных мессенджеров и перейти на разработки отечественного производства, например Telegram, созданный Павлом Дуровым. К тому же, в отличие от WhatsApp, сервис основателя "ВКонтакте" шифрует сообщения и считается надежным. Правда, все равно, если заграничные шпионы захотят узнать, куда тратятся деньги петербургского бюджета, они будут взламывать сам телефон (сделанный, кстати, в их стране), а не мучиться с мессенджерами.