Частные школы и детсады придумывают способы сохранить аудиторию в кризис

Автор фото: ИТАР-ТАСС/Станислав Красильников

Владельцы частных школ и детских садов в этом сезоне почувствовали снижение спроса, но уверены, что большинство из них переживут кризис, ведь люди рассматривают траты на образование как инвестиции в будущее. Кроме того, предприниматели рассчитывают поправить дела за счет материнского капитала.

Средняя стоимость месяца обучения в петербургской частной школе с 2011 года выросла более чем на 30%, с 30 тыс. рублей до 42-45 тыс. рублей, при этом только за последний год цены выросли на 10-13%. Примерно с той же скоростью растут и цены в частных детских садах. Последние отличаются большим разнообразием набора услуг и их стоимости: например, на неполный день устроить ребенка в частный детсад можно за 17-20 тыс. рублей, за пребывание до вечера придется доплатить еще столько же. А дополнительные образовательные программы, языковые курсы, медицинское наблюдение и др. могут обойтись родителям еще в 20-50 тыс. рублей в месяц.
Исполнительный директор школы "Сфера успеха" Сергей Кольцов рассказывает, что участники рынка изо всех сил стараются удержать цены: при резких скачках отток аудитории гарантирован. И только поэтому стоимость образовательных услуг растет медленнее, чем в других сферах потребительского рынка. "Стоимость нашей услуги складывается в основном из арендной и заработной платы, — добавляет Марина Седова-Бахенская, учредитель АНО ДПО "Образовательный центр "Сфера успеха". — Удержание цен возможно только в случае, если мы не повышаем заработную плату и арендная ставка зафиксирована в договоре более чем на год. Платежеспособность населения уменьшается, поднимать цены существенно мы не можем, поэтому и приходится удерживать зарплаты педагогам и администрации на прежнем уровне, хотя рынок требует другого".
Источник:
В целом участники рынка частного образования сходятся во мнении, что их услуги для многих клиентов — необходимость и экономить потребители будут скорее на чем-то другом. Например, родители, уже отправившие детей в частную школу, чаще всего оплачивают обучение до самого выпуска, даже если теряют работу. А детские сады рассчитывают еще и на законопроект, который подготовил Минтруд. По нему материнский капитал можно будет тратить на оплату частных детсадов и нянь. По расчету участников рынка, этих денег может хватить на год-полтора, притом что оба родителя получат возможность работать. Минтруд посчитал, что эта мера поможет попасть в детсад около 200 тыс. дошкольников, а бюджету это будет стоить 22 млрд рублей в год.
Самая уязвимая для кризиса часть клиентов детского сада, как рассказывает гендиректор частного сада-школы "Рост" Ирина Климакина, — это родители детей до 3 лет, когда мамы официально еще могут находиться в отпуске по уходу за ребенком. Потеряв работу или попав под сокращение зарплат, они часто принимают решение остаться с детьми дома. В то же время именно в этом возрасте детей чаще всего отправляют в частные детсады: государственные обычно могут принять ребенка только с 3 лет, иногда очереди затягиваются и на более долгие сроки, а мамы уже хотят выходить на работу. Поэтому, считает предпринимательница, даже если отток аудитории будет сильным, скорее всего, долго места пустовать не будут. "В 2008 году у нас резко ушли почти 50% клиентов, причем буквально за месяц — в декабре, — вспоминает Ирина Климакина. — Но уже в марте нам удалось восстановить спрос. Дело тогда было в том, что примерно пятую часть наших воспитанников составляли дети сотрудников банков и после волны сокращений мамы начали забирать детей из садов и на какое-то время оставлять дома. Но на освободившиеся места быстро пришли другие ребята".
Владельцы частных школ также уверены, что, если поток какой-либо группы аудитории уменьшится, ее место займет другая. Например, Сергей Кольцов рассказывает, что именно в этом году за школьными аттестатами начали обращаться взрослые люди — 19-20 лет и старше. Он поясняет, что в кризис люди больше думают о будущем и рассчитывают, что деньги, потраченные на образование, помогут быть более успешными в будущем, востребованными на рынке труда. Во время экономических спадов те, кто не успел получить среднее образование, понимают, что не могут претендовать на зарплату выше определенного уровня без аттестата. "В то же время, несмотря на кризисы, с годами неизбежно растут требования к качеству образования, к материально-технической базе, которую приходится обновлять, — рассуждает Сергей Кольцов. — А сейчас это особенно непросто и тоже в итоге приводит к росту цен".
"Я не меняла цены с 2013 года, такую возможность дают государственные субсидии, которые могут получать школы с аккредитацией и лицензией", — говорит гендиректор НЧОУ "Частная школа "Ювента" Ирина Манышева. Она поясняет, что субсидии выдаются по количеству учеников и в этом году бюджет ее школы без господдержки был бы дефицитным. Выручка компании при 120 обучающихся — около 18 млн рублей в год. Но и здесь кризис не прошел мимо: из-за секвестирования городского бюджета финансирование частных школ сократилось (раньше им выдавали столько же средств, сколько и государственным). Например, "Ювента" из положенных 5,5 млн рублей получила 2,9 млн, а школы Центрального района Петербурга дождались только 7% от заявленного размера субсидии. "В итоге мне пришлось сильно ужаться в расходах, например, отказаться от покупки интерактивных досок, планшетов", — говорит предпринимательница. Также в этом году пришлось полностью отказаться от имиджевой рекламы: большая часть учеников в итоге все равно находит образовательные учреждения или через Интернет, или по совету знакомых. К тому же существенно сократилось число тренингов и курсов повышения квалификации для учителей, которые оплачивала школа. "Из тех, кто имеет аккредитацию и лицензию, опытных игроков — никто не ушел с рынка, да и спрос в старших классах упал не сильно, так что это не катастрофа, — заключает предпринимательница. — Хотя в начальных классах спрос действительно заметно упал".
Петербургский объем рынка платного образования оценивают примерно в 7 млрд рублей, на детские сады и другие дошкольные учреждения (их в городе около 500) приходится 1,7 млрд. Более половины рынка занимают вузы и курсы для взрослых, остальное — частные школы.