К чему нужно быть готовым, создавая бизнес в Интернете

Автор фото: Архив ДП

Генеральный директор компании E-Contenta Зоя Никитина о том, к чему нужно быть готовым, создавая бизнес в Интернете.

Создавая бизнес в Интернете, нужно быть готовым к изменениям. Мы за полгода работы компании несколько раз заходили в тупик и серьезно корректировали задуманную бизнес–модель.
Первоначально E–Contenta должна была стать "Кинопоиском" для книжек, где хранилась бы литература с персональными рекомендациями и ссылками на ресурсы, где можно купить или почитать книгу. Ссылку на прототип мы отправили знакомым и сели ждать восторженных отзывов. Если коротко — мы их не дождались. Вместо этого наши друзья прислали список функций, без которых этот сервис не имеет смысла, но которые стоили много времени и денег. Их у нас не было, и мы запустили пилотную версию проекта для сайта Bookmate. Оказалось, что наши рекомендации книг работают — но только для 7% аудитории, остальные и так знают, что хотят прочесть. И Bookmate попросту невыгодно платить за рекомендации, которыми большая часть аудитории не пользуется. Наша работа зашла в тупик.
Мы решили перейти от работы с книгами к созданию персональных рекламных кампаний, то есть продвигать бизнесы, предлагая их продукты тем пользователям, кому они будут интересны. Наша изначальная программа позволяла перестроиться с относительно небольшими затратами — и сейчас мы работаем не только с книжными сервисами, но и, к примеру, с видеопорталами, СМИ, образовательными проектами и др. Эта концепция нам нравится, но это не значит, что не придется меняться в будущем.
Важно, что поиск новой модели должен быть быстрым, как и этап перестройки бизнеса. И оказалось, что без сторонних инвесторов на этом этапе проще — не нужно тратить время на то, чтобы доказывать им состоятельность новой гипотезы.
Конечно, принимая решение, как выйти из тупика, мы понимали, что нельзя меняться кардинально. Другими словами, если бы мы вчера продавали картошку в интернет–магазине, то сегодня не стали бы задумываться об оформлении страховок выезжающим за рубеж. Изменения — это не обязательно повороты на 180 градусов, это скорее корректировка маршрута и выбор более короткой и удобной дороги. Я думаю, готовность работать над ошибками и гибкость в бизнесе просто необходимы, во время кризиса это может стать спасением.
И иногда крупные успешные компании могут поучиться этому у стартапов. Есть рынки, на которых можно работать десятилетиями, а потом вдруг меняются все входные условия: экономика, уровень спроса, потребности аудитории. И тогда ко дну идут многие титаники, потому что единственный выход для бизнеса — лавировать и перестраиваться на ходу.