Город теряет розницу

Небольшие местные ретейлеры уходят с рынка Петербурга, не выдерживая борьбы с федеральными сетями.

Этот год, похоже, станет последним для нескольких розничных сетей городского масштаба. Поставщики и дистрибьюторы продуктов питания рассказывают, что многие мелкие сети перестали вовремя платить за товар. Первый кандидат на уход с рынка — одна из старейших сетей "КИР24".

Страдают поставщики

С прошлой недели дистрибьюторы и поставщики продуктов начали активно вывозить товарные остатки из магазинов "КИР24". В магазинах сети полупустые полки и висят объявления о распродаже. По данным сотрудников компании, 27 августа сеть прекратит существование.
"КИР24" — это розничный бизнес крупного городского дистрибьютора алкоголя "Пролог". ООО "Управляющая компания "Пролог" было основано в 2004 году как розничное подразделение компании по оптовой торговле алкоголем "Профессиональная логистика", и на конец прошлого года под ее управлением было около 15 магазинов "КИР24". Компания принадлежит предпринимателям Андрею Улькину и Кириллу Тульчинскому. Связаться с ними не удалось, телефоны компании не отвечают.
Ретейлер платит с перебоями, жалуются опрошенные "ДП" поставщики. "Мы работали с сетью через дистрибьюторов, но сейчас отказались от поставок", — рассказали в компании "Союз".
В арбитражный суд по Петербургу с исками о взыскании задолженности с магазинов "КИР24" обратились множество производителей и поставщиков. Иски поданы к ООО "Содружество", на которое зарегистрированы магазины сети "КИР24".

Монополисты растут

Интересно, что еще в прошлом году сеть "КИР24" вынашивала планы по развитию и даже получила права аренды на часть супермаркетов "Морковь" у структур банка "Таврический". Обе сети активно развивались до кризиса 2008–2010 годов, но так и не справились с его последствиями. Новый кризис окончательно доканал бизнес. В Colliers International в Петербурге полагают, что на решение собственников об уходе с рынка "КИР24" и "Моркови" могла повлиять экспансия крупных сетевых продуктовых ретейлеров.
По информации NAI Becar в Петербурге, "Морковь" закрыта уже полностью, а у "КИР24" работают всего несколько магазинов в центре. В прошлом году сеть насчитывала более 20 магазинов.
Уход с рынка сетей "КИР24" и "Морковь" — не единственный пример того, как трудно местным ретейлерам противостоять напору федеральных гигантов.
Так, по данным сайта арбитражного суда, иск о собственном банкротстве подало ООО "Мини–маркет", которое развивает сеть небольших магазинов при бизнес–центрах "Минута–маркет" (боле 30 адресов в Петербурге).
В этом году потеряла рыночные позиции сеть XL, оборот которой в 2014 году, по данным Infoline, составлял 9 млрд рублей. Поставки в эту сеть прекратили уже практически все, рассказывают дистрибьюторы. В прошлом году компания закрыла 13 магазинов, в первом полугодии 2015 года — еще 21 объект. Перебои с оплатой поставок возникли и у других ретейлеров городского масштаба.

Дожить до конца года

Общий объем петербургского рынка розничной торговли снижается. В январе–июле 2015 года он уменьшился на 8,8% по сравнению с январем–июлем 2014 года и составил 602,6 млрд рублей, подсчитали специалисты "Петростата". Данные статистики свидетельствуют о том, что в доле общих затрат потребителей растут расходы на продукты питания. Одновременно увеличивается количество магазинов крупнейших российских ретейлеров.
"Кто доживет до конца года? Это основной вопрос для местных дистрибьюторов, которые еще надеются сохранить продажи в локальные сети", — сокрушается генеральный директор группы компаний "Реал" Александр Мышинский. Для поставщиков сокращение числа городских розничных сетей означает монополию федеральных ретейлеров, доля которых на рынке Петербурга, по экспертным оценкам, давно превышает 80%. Попасть на полки гипермаркетов труднее, чем в небольшие магазины.
Уверен, уход "КИР24" не будет единственным, есть еще целая когорта региональных сетей, которые переживают непростые времена. Потребители снижают объем покупок до минимума, переключаются на самые дешевые и низкомаржинальные продукты. В такой ситуации крупные ретейлеры с федеральными контрактами и масштабными закупками имеют очевидное преимущество. Между тем, если бы локальные сети поставили себе задачу поиска конкурентных преимуществ, они вполне могли бы остаться на рынке в своей нише. Развести ассортимент за счет небольших местных производителей, дать покупателям дополнительный сервис — все это перспективно.
Иван Федяков
генеральный директор ИА "Инфолайн"
Мы делали поставки в магазины "КИР24". Письма о завершении работы компании не получали, но сеть действительно закрывается. На прошлой неделе мы в оперативном порядке пытались забрать свою продукцию. Насколько мне известно, часть персонала уже не работает. На данный момент информация обрывочная, тяжело сказать, будет ли это закрытие цивилизованным. Сложности с оплатой поставок у "КИР24" были, но в суд мы не обращались, уменьшали текущий товарооборот. Насколько я помню, магазины "КИР24" не так давно заняли места "Моркови". Надо полагать, не самые удачные места оказались, раз компания повторяет судьбу "Моркови".
Андрей Высокоумов
руководитель управления продаж и закупок ТД "Энерго"