Будущее без контактов

В России активно развиваются бесконтактные способы оплаты. Генеральный директор CardsMobile Кирилл Горыня рассказывает о том, как и с помощью чего представители разных сфер бизнеса могут выйти на этот рынок.

Недавно в Нижнем Новгороде прошел фестиваль электронной музыки Alfa Future People — вся его территория была объявлена зоной без наличных. Главным способом расчета стали бесконтактные платежи: достаточно поднести банковскую карту, или смартфон с мобильным кошельком, или браслет, — на фестивале было 40 тыс. браслетов с записанными на них предоплаченными бесконтактными картами, ежедневно их баланс пополнялся более 10 тыс. раз. Это показывает, что популярность бесконтактного способа оплаты напрямую зависит от наличия инфраструктуры.
В конце прошлого года MasterCard объявил, что с 2016 года все новые устанавливаемые терминалы оплаты должны поддерживать бесконтактный способ оплаты. К 2020 году терминалов, не поддерживающих данную опцию, просто не останется. В прошлом году Apple представила сервис бесконтактных платежей Apple Pay. Потом Google показал Android Pay, Samsung анонсировал Samsung Pay. Так в игру вошли крупнейшие технологические гиганты, что вызвало бум среди производителей гаджетов и подстегнуло всю платежную отрасль.
Ситуация в мире оказала влияние на российский рынок. На наших глазах начала формироваться конкурентная среда, которая заставила крупных представителей бизнеса искать новые решения в области бесконтактных NFC–платежей (NFC — near field communication — технология бесконтактного обмена данными между устройствами. — Ред.).
Два года назад мы запустили мобильное приложение, позволяющее превратить телефон в полноценную банковскую карту. Сразу после этого на рынке появился ряд аналогичных сервисов. Сейчас любой житель страны может скачать приложение, установить на свой NFC–смартфон мобильный кошелек и оплачивать покупки прикосновением телефона. По нашим оценкам, в России функцию бесконтактной оплаты поддерживают уже около 15 млн телефонов.
Потенциальная емкость рынка и готовность пользователей привлекают на рынок разных представителей бизнеса, от платежных систем и банков до производителей смартфонов и гаджетов. Но выйти на этот рынок не так просто: мобильные бесконтактные NFC–платежи находятся на стыке мобильной разработки и классического платежного бизнеса. Есть два сценария развития. Одни компании собирают в рамках платежного сервиса различных поставщиков услуг: банки, транспортные компании, ретейл. Другие идут по пути создания собственной технологической платформы. Кто–то, как мы, комбинирует обе модели. Мы стали предоставлять инструменты для выпуска карт другим компаниям.
Внедрение бесконтактных платежей может коренным образом изменить понятие сервиса и даже поменять организационную структуру банков и транспортных компаний.