Держи вора!

В кризис участились случаи магазинных краж: воруют как покупатели, так и сотрудники торговых сетей Петербурга.

По оценкам петербургских ретейлеров, потери от воровства составляют 0,1–2% от продаж торговой точки. При обороте розничной торговли в первом полугодии 2015 года 515,6 млрд рублей (данные "Петростата") потери бизнеса могут достигать 10 млрд рублей. "С учетом опыта прошлых кризисов, конечно, криминогенная ситуация в эти периоды ухудшается, но это происходит не мгновенно", — говорит Владимир Бычек, вице–президент по развитию и корпоративной безопасности компании "Евросеть".

Заветная колбаса

Согласно исследованию Global retail theft barometer, на магазинные кражи приходится 38% потерь ретейла. Директор розничной сети "220 Вольт" Александр Шпетный выделяет две категории магазинных воров: первые высматривают конкретные инструменты для личного использования, например перфоратор и болгарку, и стараются вынести именно их. Вторые пытаются украсть случайные инструменты, чтобы затем их сбыть.
"Выносят ручной инструмент, электроинструмент, штучные товары, которые можно достать из упаковок, например кафель", — дополняет рассказ Лариса Гриценко, управляющая сетью СТД "Петрович". В этой компании установлены лимиты на недостачу: по складу — 0,1% от оборота склада, по торговому залу — 0,2%. То есть компания может терять около 350 тыс. рублей при обороте торгового зала 3,5 млрд рублей.
В продовольственных сетях у воришек популярны дорогой алкоголь, колбаса и рыба, кофе, которые можно выгодно перепродать, а также шоколадки, станки для бритья, которые легко вынести.

Свои подводят

Чуть меньше, чем от магазинных воров, сети страдают от своих же сотрудников, которые в кризис используют незаконную продажу как дополнительный заработок. Потери от воровства сотрудников составляют 28% общего объема потерь. "Случаи воровства сотрудниками редки, потому что это легко отслеживается", — говорит Лариса Гриценко. По ее словам, инвентаризация позволяет очень быстро выявить виновного, а затем уже предать случай широкой огласке на совещаниях, в корпоративном издании и уволить сотрудника с записью в трудовой книжке.
Для продовольственных сетей воровство сотрудников — реальная проблема из–за огромной текучки штата, а также из–за большого числа привлеченной рабочей силы. Самый нестандартный способ защиты от краж — формат магазина. Так, например, в точках выдачи онлайн–заказов нет витрин и открытой выкладки. Торговля онлайн позволяет минимизировать магазинные кражи, отмечают в "Юлмарте". Однако это не уберегло ретейлера от банального ограбления. Торговая сеть в этом году стала фигурантом более 10 нападений.
Впрочем, как подчеркнули в "Юлмарте", благодаря тесному сотрудничеству компании с правоохранительными органами преступники были задержаны и переданы следствию.
Компания "220 Вольт" прошлой зимой столкнулась со случаями взлома в Москве. "Мы усилили меры безопасности, работает видеонаблюдение, есть датчики движения и противокражная система", — рассказывает Александр Шпетный.