Какие проблемы предстоит решать новому президенту РЖД — выходцу из Петербурга Олегу Белозерову

Автор фото: ИТАР-ТАСС/Максим Шеметов

Дмитрий Медведев назначил руководить РЖД первого заместителя министра транспорта Олега Белозерова. Сможет ли 45-летний чиновник, ранее занимавшийся в основном автомобильными дорогами, повысить эффективность железных дорог, вернуть на них грузы и пассажиров — главный вопрос дня.

Новым главой ОАО " РЖД " премьер-министр Дмитрий Медведев назначил петербуржца, первого замминистра транспорта Олега Белозерова. Последние его передвижения по карьерной лестнице могут говорить о том, что пост главы РЖД он занял не случайно.
В мае 2015 года Белозерова повысили до первого замминистра. А в июле 2014 года, еще в статусе замминистра, он вошел в совет директоров РЖД и, возможно, уже ознакомился со слабыми местами монополиста.
В сравнении с вечным, казалось бы, Владимиром Якуниным новый руководитель очень молод — в конце сентября ему исполнится 46 лет. Бывшему теперь уже президенту РЖД, напомним, 67.
На новом месте Олегу Белозерову предстоит продолжить реформирование РЖД, а точнее, исправлять ошибки, допущенные предшественником. Одно из главных упущений, по мнению многих участников транспортно-логистического рынка, в том, что в результате реформы железные дороги были разделены на хозяйствующие субъекты по видам деятельности — составные части РЖД. В частности, АО "Федеральная пассажирская компания" занимается пассажирскими перевозками дальнего следования — убыточное общество, спрос на услуги которого сокращается.
Зато Дирекция скоростного сообщения — филиал ОАО "РЖД" — генерирует прибыль, оперируя скоростными поездами "Сапсан", "Аллегро" и др. Спрос на них стабильно растет. Пригородные перевозки тоже выведены в отдельные организации — пригородные пассажирские компании, которые контролируют РЖД, а у субъектов РФ, как правило, блокирующий пакет. Без достаточных дотаций субъектов Федерации число пригородных поездов и маршрутов сокращается.
Также в отдельные структуры выведены вокзалы, подвижной состав, объекты инфраструктуры. Все эти общества сложно скоординированы, особенно с учетом того, что аппарат управления всей железной дорогой сегментирован по географическому принципу, например, Октябрьская железная дорога — филиал РЖД — эксплуатирует железнодорожную инфраструктуру Северо-Запада РФ, в том числе линии между Петербургом и Москвой.
"Договариваться с разными железными дорогами — это все равно что вести переговоры с разными государствами. В результате из-за организационных проволочек поезд на границе одной железной дороги с другой может простоять 8-9 часов. А потом мы удивляемся, что скорость на железной дороге низкая. А проблема не в медлительности поездов, а в бюрократии РЖД", — говорит один из участников рынка железнодорожных перевозок.
Главным позитивным достижением реформы железных дорог можно считать либерализацию рынка грузовых перевозок. В этом секторе сегодня работает множество частных компаний, благодаря которым грузовладельцы не мучаются сегодня вопросом, где взять вагоны. В начале реформы отечественные предприятия не могли вовремя отправить продукцию потребителю из-за банального дефицита вагонов. А сегодня другая проблема — избыток подвижного состава, который мешает нормальному движению поездов.
Показатели РЖД
Источник:
Источник: rzd.ru

Одной из важных задач для нового руководителя станет привлечение на железную дорогу высокомаржинальных (контейнерных) грузов, которые сейчас перевозятся в основном автомобильным транспортом, а по железной дороге транспортируются в основном уголь и руда.
Эксперты сомневаются, что со сменой главы РЖД что-то быстро изменится на дороге. "Белозеров, не имевший ранее никакого отношения к железной дороге и ни за что не отвечавший, ничего не изменит в скором времени. Ему потребуется не меньше года на обучение, чтобы отличать полувагон от хоппера", — иронизирует генеральный директор агентства Infarnews Алексей Безбородов.
С ним соглашается глава компании "Русский логистический провайдер" Руслан Кисс: "Удивительно, конечно, как неожиданно и быстро у нас меняются главы таких крупных компаний, как РЖД. Плохо или хорошо, но она стабильно функционирует. Железнодорожная монополия настолько велика, неповоротлива, что ждать быстрых изменений в ее сервисе или тарифной политике не стоит. Сейчас интересно, какую стратегию развития выберет новый руководитель".

Инвесторы, готовьтесь

В каком направлении будет развивать железные дороги Белозеров, можно предположить по его предыдущей деятельности. В 2004 году Олег Белозеров возглавил Федеральное дорожное агентство (ФДА). Его финансовое состояние было не лучше, чем у РЖД, хотя это не совсем корректное сравнение: РЖД все же зарабатывает более 1 трлн рублей в год. Тем не менее денег на развитие автодорог практически не было. На развитие железных дорог их тоже катастрофически не хватает.
"Помню, Белозеров тогда докладывал правительству, что если не предпринимать мер, то дороги разрушатся. Агентство под его руководством добилось изменения системы финансирования и восстановления дорожных фондов. Кроме того, он был одним из инициаторов принятия "Закона об автомобильных дорогах" и "Закона о концессиях". Белозеров также создал госкомпанию "Автодор", которая стала от имени государства выступать стороной в концессионном соглашении", — вспоминает Юрий Агафонов, глава НП "Ассоциация предприятий дорожного комплекса Санкт-Петербурга".
Олег Белозеров считается одним из главных апологетов платных дорог. Именно в бытность руководителем ФДА он добился утверждения проектов строительства платной скоростной трассы М-11 Москва — Петербург и Западного скоростного диаметра. Белозеров всегда лоббировал идею о том, что дороги не могут строиться только за бюджетный счет, к этому процессу нужно привлекать инвесторов.
Кстати, Владимир Якунин тоже любил обременить частных инвесторов строительством железнодорожной инфраструктуры, а затем забрать ее на баланс РЖД. Но не всегда это получалось. Самый яркий пример — это конфликт между РЖД и структурами группы "Сумма" Зиявудина Магомедова по поводу реконструкции станции Ермилово.
Опыт решения нестандартных задач пришел к Олегу Белозерову на посту замминистра. История с "танцующим" мостом в Волгограде, который ему поручили "усмирить", стала главным испытанием в карьере чиновника. Тогда на всю страну стало известно, что только что построенный мост через реку Ахтуба во время сильного ветра колеблется с амплитудой 1,5 м.
Вдобавок ревизия Счетной палаты РФ обнаружила, что из 12 млрд рублей, затраченных на сооружение переправы, 1,5 млрд — неоправданный перерасход. Белозерову удалось все уладить и возобновить движение по мосту в 2011-м. Возможно, что и с задачей улучшения качества железных дорог новый глава РЖД тоже справится безупречно и в кратчайшие сроки.