Поставщик бетона "Такси-бетон" готовится к банкротству

Автор фото: Михаил Разуваев/Коммерсантъ
Президент группы компаний "Северо-Западная нерудная компания" (СЗНК) Юрий Рафальский.

Крупный петербургский поставщик бетона "Такси-бетон", ранее связанный с основателем СЗНК, а ныне главой госкорпорации "Развитие Карелии" Юрием Рафальским, не сумел урегулировать долг в 265 млн рублей перед "Сбербанк-лизингом" за бетонный завод на Броневой улице. Получив иск от кредитора, компания решила самоликвидироваться. Но под известным брендом уже работает новое юрлицо.

АО "Сбербанк-лизинг" подало в Арбитражный суд СПб и ЛО иск к ООО "Такси-бетон" о взыскании 265 млн рублей по договору лизинга пятилетней давности. В рамках иска "дочка" Сбербанка пыталась наложить арест на счета компании, но получила отказ суда. Тем временем, по данным СПАРК, ООО "Такси-бетон" 14 июля 2015 года было переименовано в ООО "Паритет", а гендиректора Михаила Масалова сменил на его посту Андрей Бровин, основная работа которого — арбитражный управляющий СРО "Северная столица". "СПАРК не врет, меня действительно 2 недели назад назначили руководителем ООО "Такси-бетон", переименованного в ООО "Паритет", — прокомментировал информацию Андрей Бровин. — Но по существу о ситуации в ней пока ничего сказать не могу: я еще не вошел в курс всех дел. Могу лишь добавить, что "Паритет" никакой хозяйственной деятельности уже не ведет". Предположение корреспондента, что его задачей является ликвидация фирмы, Андрей Бровин опровергать не стал. В "Сбербанк-лизинге" воздержались от комментариев.
Компания "Такси-бетон" существует с 2009 года, когда она еще называлась "СЗНК-бетон" и входила в холдинг "Северо-западная нерудная компания" Юрия Рафальского. В отличие от других крупных поставщиков бетона, она сосредоточилась на мелкорозничных поставках: собственный автопарк позволял оперативно доставлять небольшие партии на стройплощадки сразу после телефонного заказа. Владея четырьмя бетонными заводами в Петербурге, компания в 2014 году заняла 4% рынка, объем которого, по данным ЗАО "Решение", составил 6,1 млн м3. Оборот компании, по словам ее представителей, составил более 1 млрд рублей.
Долг у компании возник в 2010 году, когда она поручилась за другую структуру "СЗНК" — ООО "Капиталинвест" — по долгу за купленный  в лизинг бетонный завод на Броневой улице, 6 (у самого ЗСД), за 450 млн рублей.
По данным СПАРК, с 2010 года по настоящее время "Такси-бетон" на 100% принадлежит кипрскому офшору Taary Holding Limited. У этого офшора есть еще две "дочки" в России: ООО ИК "Стройкапитал" и ЗАО "СЗНК-Евробетон". Последняя компания в списке до перехода к офшору принадлежала Юрию Рафальскому и его партнерам по СЗНК.
"Я продал бизнес года два или три назад, насколько я помню, конечным покупателем стал Михаил Масалов, и с тех пор я не интересуюсь, что там происходит, — говорит Юрий Рафальский, который с 2011 года возглавляет совет директоров ОАО "Корпорация развития Республики Карелия". — В наше время в нашей стране можно заниматься бизнесом, только если ты связан с государством, как РЖД, ОСК и т. п., либо если ты производишь продукты питания. Бетон приходит и уходит, а кушать хочется всегда".
Между тем по городскому телефону "Такси-бетона" секретарь заверила, что генеральный директор у компании не менялся и это место по-прежнему занимает Михаил Масалов. Как сообщил он корреспонденту dp.ru, он приобрел долю в "Такси-бетон" лишь в феврале 2015 года. "Указанная доля не позволяет мне в полном объеме осуществлять контроль над деятельностью компании. В компании создан и эффективно работает совет директоров. Основной целю инвестиций в компанию было ее развитие, капитализация и закрепление лидерской позиции на рынке.  До приобретении компании ООО “Такси-Бетон” был проведен аудит финансово-хозяйственной деятельности. ООО «Такси-Бетон» не имеет и не имела каких-либо договорных отношений со "Сбербанк Лизингом" и иными структурами Сбербанка. ООО "Такси-Бетон" не имеет связи с Юрием Рафальским".
Как объяснил бизнесмен, "Такси бетон", который ликвидируется, и "Такси-бетон", который действует — это разные предприятия. "Новые акционеры компании не дали потерять работу людям и развалить производство, а также имеют стратегические цели по созданию лидера рынка".
Как выяснил корреспондент dp.ru, Михаил Масалов в октябре 2014 года зарегистрировал новое юрлицо под названием "Такси-бетон", которое с весны 2015 года и работает на рынке вместо старого юрлица, обремененного долгами перед Сбербанком.
Проблемы "Такси бетона" развиваются на фоне общего падения рынка стройматериалов в Петербурге и Ленобласти. В первом полугодии 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года отгрузки бетона сократились на 12%, цемента — на 14%, ЖБИ — на 16%. Этот обвал коррелирует с 32%-ным падением объемов ввода жилья и 35%-ным падением продаж квартир. "Рынок стагнирует, пока что нам удается удерживать продажи на уровне прошлого года, и при оптимистичном сценарии мы, возможно, повторим прошлогодний результат", — комментирует ситуацию на рынке гендиректор группы "Беатон" Михаил Мосин.
По мнению гендиректора ЗАО "Решение" Александра Батушанского, ситуацию усугубляет снижение отпускных цен на товарный бетон при одновременном росте цен на цемент, который занимает до 70% себестоимости бетона. "Конкуренция среди поставщиков резко усилилась, — говорит эксперт. — Полагаю, через год-два на рынке останется 50-70% от нынешнего числа участников, и это нормально".
В действительности банкротства поставщиков бетона начались еще в 2014 году: за 12 месяцев о несостоятельности объявили шесть петербургских компаний. Началась черная полоса рынка с самоубийства гендиректора "Бетоники" Михаила Брика в феврале прошлого года и банкротства его компаний. Затем в процедуру вошли также Торговый дом "Евро-бетон", ИПК "Инвестпромбетон", ООО "Нано бетон".
"В Петербурге давно сложилась парадоксальная ситуация: производственные мощности в 6-7 раз превышают потребности рынка. По странному стечению обстоятельств обвал не начался раньше, но он был неизбежен. Нынешний кризис его лишь подстегнул", — резюмирует Александр Батушанский.