В августе некоторые банки снизили ставки по автокредитам на 0,5-2,5 п.п.

Автор фото: Коньков Сергей

Снижение ключевой ставки ЦБ РФ позволило банкам снизить ставки по автокредитам. При этом банкиры отмечают, что доля продаж машин в кредит во II квартале выросла вдвое к I кварталу и составила 40%. Тем не менее, несмотря на снижение ставок, эксперты отмечают, что требования к заемщикам остаются жесткими из-за роста просрочки.

В августе сразу несколько банков снизили ставки по автокредитам. Ставки снижались как по собственным программам банков, так и по кредитам в рамках господдержки. Так, Русфинанс банк, который входит в топ-3 банков по объему выдачи автокредитов, снизил максимальную ставку по госпрограмме с 13,84 до 13,67%. В свою очередь, в банке "Зенит" ставки были снижены на 2-2,5 п.п. (процентных пункта), до 17-20,5% годовых по кредитам на новые машины и до 18-21,5% по подержанным, в банке "Балтика" ставки также были снижены на 0,5 п.п., до 19,5-24,5%, в Локо-банке — на 1-2 п.п., до 18,4-21,4% (по кредитам на новые автомобили) и до 20,4-23,4% (б/у машины).
По данным Центробанка, средняя ставка по автокредитам сроком до 1 года в российских банках на 1 июля составляла 12,86%, по кредитам свыше года — 16,27%.
"Основной причиной снижения ставок по программам автокредитования, безусловно, стало снижение ключевой ставки. Основное снижение коснулось именно госпрограммы автокредитования", — объясняет директор по развитию автокредитования Локо-банка Андрей Ермаков. Ключевая ставка Банка России была снижена 31 июля с 11,5 до 11%.
Продажи новых машин в Петербурге, по данным "Auto-Dealer-СПб", в I полугодии к тому же полугодию 2014 года упали на 38%, до 59 240 штук, за это же время, как посчитали в Ассоциации европейского бизнеса, продажи в целом по стране просели на 36,4%, до 782 094 авто. Так что рынок автокредитования из-за сильного падения продаж машин переживает сейчас не лучшие времена, однако запуск программы госсубсидирования ставок во II квартале несколько оживил данный сегмент.
"Спрос на автокредиты во II квартале 2015 года демонстрировал ощутимый рост по сравнению с началом года. С апреля по июнь было выдано на 65% больше займов, чем в январе-марте. Тут, правда, стоит учитывать эффект низкой базы — в начале года большинство банков взвинтили ставки по автокредитам вслед за ключевой ставкой ЦБ, однако, по мере того как регулятор снижал ставки, рос и уровень привлекательности кредитования", — рассуждает руководитель аналитического департамента QB Finance Дмитрий Кипа. И если в январе ставки доходили до 35%, то сейчас есть предложения в пределах 20-21%, что хоть и выше уровня прошлого года, но уже находится в зоне комфорта для потенциальных заемщиков, уточняет он.
"На данный период времени спрос на автокредиты достаточно стабилен. Доля продаж автомобилей в кредит достигла 40%, для сравнения: в I квартале 2015 года данный показатель не превышал 20%", — оценивает Андрей Ермаков. По его словам, условия автокредитования по ставкам и требованиям к заемщикам вернулись на докризисный уровень.
Однако Дмитрий Кипа не согласен с коллегой, как он замечает, "требования к заемщикам существенно изменились, хотя сами банки часто этого и не признают". Рекордный рост просрочки по кредитам, ударивший по банковской системе в этом году, просто не мог не привести к ужесточению требований, объясняет он. "Банки стали разборчивее, предлагая повышенные требования к уровню доходов потенциального заемщика, кредитной истории, рабочему стажу. Понять банки можно — кредитоспособных заемщиков сейчас стало меньше, уровень безработицы растет, а уровень реальных доходов падает вместе с ростом темпов инфляции", — говорит Дмитрий Кипа. По данным ЦБ, доля просрочки по автокредитам на 1 июня составила 12%.
Средние ставки по автокредитам в РФ в 2015 г.
Источник: