Сергей Матвиенко заплатит пониженный налог за бизнес-центр на Казанской

Автор фото: Михаил Огнев

ООО "Вавилон", принадлежащее Сергею Матвиенко, сэкономит 5 млн рублей в год на уплате налога за бизнес-центр на Казанской. Фирма выиграла дело о включении своего бизнес-центра  площадью 9,6 тыс. м2 в перечень объектов, с которых налог платится, исходя из кадастровой, а не балансовой стоимости. Что и понятно — здание в элитном месте оценено в 327 млн рублей, что в 3 раза ниже рыночной стоимости и почти на 100 млн рублей ниже балансовой.

КИО (Комитет имущественных отношений) отказался включить здание БЦ "Казанский" площадью 9,65 тыс. м2 на Казанской ул.,7, в перечень объектов недвижимости на 2015 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Но ООО "Вавилон" в Арбитражном суде удалось доказать, что отказ незаконен. Это позволит компании платить налог на имущество за 2015 год по новым ставкам: не 2,2% от балансовой стоимости здания, а 1% от кадастровой стоимости. Учитывая, что балансовая стоимость объекта, по данным СПАРК, составляет 409 млн рублей, а кадастровая, по оценке ГУИОН, — 327 млн рублей, компания в 2015 и 2016 году заплатит налог на имущество всего 3,3 млн рублей вместо 9 млн.
ООО "Вавилон", по данным СПАРК, на 100% принадлежит ЗАО "Империя" Сергея Матвиенко. Он получил здание на Казанской для реконструкции под гостинично-офисный центр в 2009 году, когда его мать Валентина Матвиенко еще была губернатором Петербурга. До него зданием с 1995 года управляла компания Stanley Property, пытавшаяся реконструировать его под отель, но ей пришлось расстаться с проектом в пользу "Империи". В 2012 году реконструкция была завершена, и в здании был открыт бизнес-центр класса В. "Вавилон" заплатил в бюджет города за права инвестора 660 млн рублей. рыночная стоимость объекта, по оценке Colliers International, составляет не менее 1 млрд рублей.
В прошлом году Смольный утвердил новые правила налогообложения имущества организаций, по которым коммерческие здания площадью более 3 тыс. м2 облагаются налогом по ставке 1% от их кадастровой стоимости, которая определяется экспертами ГУП ГУИОН. Считается, что она более приближена к рыночной цене объекта, чем остаточная балансовая стоимость. По старым правилам компании платят этот налог по ставке 2,2% от балансовой стоимости.
До августа 2014 года комитет по земельным ресурсам (с 2015 года входит в КИО) составил список объектов, подлежащих обследованию для включения в перечень плательщиков по новым правилам. В него вошли 3,4 тыс. зданий, которые были разделены на торговые, офисные, бытовые и объекты общепита. От функционального назначения зависела и оценка здания, которая проводилась ГУИОН. По итогам обследования Смольный в декабре 2014 года составил окончательный список объектов, чьи собственники обязаны платить имущественный налог с кадастровой стоимости. В него вошли 1020 объектов.
После опубликования перечня многие собственники зданий обратились в конфликтную комиссию с заявлениями об оспаривании кадастровых оценок их имущества: по их мнению, она была сильно завышенной. Компании заказывали альтернативные оценки в коммерческих оценочных фирмах. Но комиссия по рассмотрению споров при Управлении Росреестра по Петербургу всем отказала. Среди них были торговая сеть "Максидом", которому "светит" увеличение налога на имущество на 30 млн рублей в год, ООО "Редженси Пропертиез", связанное с семьей бывшего вице-губернатора Петербурга Юрия Молчанова (владеет ТК площадью 20,1 тыс. м2 на Среднем пр. В. О., 36/40, оцененным ГУИОН в 2,5 млрд рублей).
В то же время здание "Вавилона" на Казанской улице в итоговый перечень не попало: чиновники просто не провели обследования объекта. Компания обратилась в суд и выиграла дело в первой инстанции. Учитывая, что представитель КИО в суде признал правоту истца, обжаловать решение он, скорее всего, не будет.
Телефоны "Вавилона" не отвечают. По словам заместителя директора ГУП ГУИОН Сергея Грибовского, в том, что кадастровая оценка оказалась ниже, чем балансовая, ничего удивительного нет: "Просто здание, вероятно, действительно стоит меньше", — допустил он.