На чем зарабатывают организаторы главных петербургских open air фестивалей

Автор фото: Коньков Сергей
Россия, Санкт-Петербург. Фестиваль технологий, науки и искусства geek picnic 2014 на Елагином острове.

STEREOLETO, фестиваль «ВКонтакте», Geek Picnic, «О да! Еда!» — уличные фестивали набрали в Петербурге особую популярность. «ДП» разобрался, как устроена экономика open-air фестивалей: на чем зарабатывают их организаторы и на чем могут прогореть.

Этим летом в городе проходит более 150 фестивалей. Самые крупные из них — это Greenfest, STEREOLETO, фестиваль «ВКонтакте», Geek Picnic, «Усадьба jazz» и «О да! Еда!». Для большинства фестивалей площадками служат парки, а именно ЦПКиО имени Кирова, где прошло четыре из пяти крупнейших open air этого лета.
Стоимость проведения культурно-массового мероприятия на Елагином острове варьируется от 100 тыс. до 1 млн рублей. Цена формируется исходя из тематики каждого мероприятия, задействованных площадей, присутствия коммерческих брендов, стоимости билета, размаха рекламной кампании мероприятия и т. д.
От ночной дискотеки
Один из самых известных фестивалей Петербурга, STEREOLETO, существует уже 14 лет. При этом в последние годы он кардинально сменил формат с ночного мероприятия на двухдневный open air, значительно увеличив тем самым число посетителей. Как рассказал Илья Бортнюк, организатор STEREOLETO, прообразом стали европейские фестивали. Для организации первого мероприятия понадобилось всего несколько тысяч долларов, часть которых было занято у знакомых. При этом Илья уверяет, что фестиваль сразу же окупился. Однако сейчас организация фестиваля несет за собой гораздо больше рисков. «Масштаб фестиваля не всегда говорит о количестве денег, которые он принесет: мероприятие может не просто не окупиться, вы рискуете уйти в минус», — отмечает Илья Бортнюк. Сегодня оборот фестиваля составляет 20 млн рублей. Основные статьи расходов — гонорары и проживание артистов (30-40%), техническая часть (30%), 15% идет на рекламу и 10% — на дополнительные расходы. Доход с продажи билетов составляет около 30-40% от общей выручки, 50-60% приносят дотации и спонсоры, остальные 10% дают торговые места.
Джаз теряет спонсоров
Есть и специализированные музыкальные фестивали. Такие как «Усадьба jazz». В первый раз он прошел в Москве — в 2004 году, а в Петербурге существует с 2011 года.
«Портрет аудитории фестиваля — люди возрастной категории от 30 лет, с заработком средним и выше среднего, образованные, открытые для всего нового, готовые развиваться, слушающие хорошую музыку, обладающие хорошим музыкальным вкусом», — такой видит аудиторию фестиваля «Усадьба jazz» ее организатор Мария Семушкина.
В прошлом году фестиваль в Петербурге посетило около 10 тыс. человек. В Москве за 2 дня «Усадьба jazz» посетило около 30 тыс. человек. В Петербурге (проводится 1 день), несмотря на плохую погоду, мероприятие посетили 8 тыс. человек. Организаторы смогли покрыть убытки и не остаться в минусе, прибыли фестиваль не принес.  
Первые 2 года мероприятие было абсолютно неприбыльным. В первый раз убыток составил около 5 млн рублей, во второй раз — примерно в 2 раза меньше. В третий год организаторы и вовсе отказались от его проведения, поскольку не нашли спонсоров. «Очень много зависит от них», — говорит генеральный директор фестиваля Мария Семушкина. По ее словам, бюджет фестиваля в этом году составляет около 15 млн рублей.
Две трети бюджета приходится на программу, остальное — на рекламу и техническое обеспечение, как правило, в равных долях. Основные доходы поступают с продажи билетов. Доходы от продажи билетов составляют примерно 60%, спонсорство — 30%, а остальные 10% — сдача мест под торговлю.
«В этом году фестиваль находился в зоне риска, так как из двух наших спонсоров остался только один. Тем не менее уменьшать программу мы не стали," — рассказывает Мария Семушкина.
Гики на пикнике
Традиционно летние фестивали в Петербурге развивались исключительно как музыкальные мероприятия, но в последние годы в Петербурге к формату open air стали подключаться и другие направления.
Начиная с 2011 года в Петербурге набирает обороты франшиза GeekPicnic — крупнейший научно-популярный фестиваль и open air Восточной Европы, посвященный современным технологиям, науке и творчеству.
Первоначально фестиваль состоялся как форум IT-специалистов, который был бесплатным и собрал 1 тыс. человек. Только с 2012 года фестиваль стал большим научно-популярным технологическим open air. «Перспектива роста научного форума до масштабного фестиваля определилась не сразу. Это шло от сердца, — утверждает Николай Горелый, его основатель. — Очень хотелось пообщаться с настоящими космонавтами, увлекали истории с 3D-принтингом, интересовались новыми технологиями, научно-популярной проекцией будущего, жизни, старения, культуры. Фестиваль включает в себя технологическую и культурную составляющие. Наука предопределяет будущие изменения, технологии внедряют их в нашу жизнь, а культура их осмысливает, интерпретирует, делает какие-то прогнозы, эстетично преподносит».
Бренд фестиваля принадлежит Николаю Горелову, в этом году лицензию выкупил лидер группы FREEDOM TEAM Дмитрий Тимушин. Николай Горелый, в свою очередь, занялся организацией фестиваля в Москве, где GeekPicnic в этом году прошел впервые.
В Москве было чуть меньше посетителей, поскольку это был первый московский опыт open air. Тем не менее Москва собрала больше спонсорских денег и финансовый оборот фестиваля в столице превышает петербургский на 25%. В Петербурге Geek Picnic посетили около 25 тыс. человек. Оборот фестиваля составляет около 30 млн рублей.
Сейчас проходят переговоры об организации Geek Picnic в Минске, Астане и Хельсинки.
«Человек, вложивший в мероприятие миллион, эти деньги в конечном счете отбивает. В этом году мы отбили их в 2 раза», — утверждает Николай Горелый.
С едой и про еду
В 2011 году же стартовал первый гастрономический фестиваль Петербурга — «О да! Еда!». Участие в фестивале приняли более 80 ресторанов и магазинов, среди которых были такие крупные игроки ресторанного бизнеса, как «Две палочки», «Марчеллис», «Пряности и радости». Стоимость участия в фестивале, по словам Артема Балаева, организатора мероприятия, — от 100 до 180 тыс. рублей. За 5 лет существования фестиваля наблюдается и географический рост: теперь он проходит еще и в Москве. В обоих городах фестиваль проводит компания «Аврора», которая принадлежит Артему Балаеву, соучредителю и продюсеру международной недели моды в Петербурге AuroraFashionWeek. В этом году фестиваль проходил в ЦПКиО и его посетили около 40 тыс. человек. Эксперты оценивают бюджет фестиваля в 18 млн рублей.
Всего понемногу
И, наконец, к лакомому пирогу широкомасштабных ивентов в этом году подключилась крупнейшая российская социальная сеть «ВКонтакте», которая, по сути, попыталась объединить все направления. На одноименном фестивале была и музыка, и лекции про спорт и инновации, и, разумеется, еда.
Партнером проекта выступила «Росдэнс» — компания, которая выделилась из радио «Рекорд», чтобы заниматься ивентами. Среди них — фестиваль Sensation, «Пиратская станция», «Супердискотека 90-х». Каждый из них существует более 10 лет и собирает не меньше 30 тыс. человек, а годовой оборот компании составляет около 350 млн рублей.
«На самом деле это была наша идея и наше предложение — сделать такой прототип социальной сети в реальности», — рассказывает Александр Унешкин, заместитель генерального директора ООО «Росдэнс», которое стало 50%-ным совладельцем мероприятия.
Фестиваль «ВКонтакте» проводится впервые, и его основная задача, по словам организаторов, на этом этапе не заработать, а, скорее, развить бренд этого мероприятия.
«Как правило, крупные фестивали первые 2 года несут убытки, после чего, если фестиваль становится успешным, можно говорить о какой-то прибыли», – утверждает Александр Унешкин. Расходы на артистов в случае фестиваля «ВКонтакте» гораздо меньше, чем у многих других, так как мероприятие привлекает исключительно российских исполнителей. Кроме того, артисты выступали на фестивале без гонорара, «ВКонтакте» предлагает им хорошую рекламную базу, а также продвигает их группы в социальной сети. Меньше средств требуется и на пиар, поскольку мероприятие широко рекламируется на базе социальной сети (всего в соответствующей группе было более 618 тыс. человек). По словам организаторов мероприятия, существенная часть бюджета уходит на обеспечение сохранности парка: в отличие от остальных в списке крупнейших, «ВКонтакте» облюбовал для своего мероприятия не Елагин остров, а парк 300-летия. Всего фестиваль с бюджетом в 40 млн рублей посетило 40 тыс. человек.
По оценкам Александра Унешкина, маржинальность концертного бизнеса в Петербурге составляет от 7 до 15%, но риски мероприятий на открытом воздухе очень высоки, поскольку этот бизнес слишком сильно зависит от погоды.