Сечин просит предоставить нефтепереработчикам льготы, пугая дефицитом бензина

Автор фото: ИТАР-ТАСС/ Митя Алешковский

Глава "Роснефти" Игорь Сечин обратился к президенту с просьбой дать нефтеперерабатывающим заводам новые льготы, пугая дефицитом. Владельцы розничных сетей Петербурга говорят, что он случится намного раньше. Особенно если не продлить использование Евро-4. Локальный дефицит при этом отмечается каждое лето.

При существующих темпах потребления, говорится в письме Игоря Сечина на имя президента, к 2017 году дефицит бензина может составить 5 млн т в год. К нему приведет полная остановка или затягивание модернизации НПЗ. Глава "Роснефти" просит субсидировать ставку по кредитам на модернизацию, подчеркивая, что кампания "Роснефти" в этом смысле самая крупная.
Кроме того, Игорь Сечин просит дифференцировать экспортные пошлины на бензин — чем глубже проработка, тем ниже пошлина. Даже лицензии на новые месторождения он просит выдавать под гарантии переработки и последующей продажи в России. Предложение Игоря Сечина будут рассмотрены на октябрьской комиссии по ТЭК. По данным сайте компании, "Роснефть" владеет в России девятью крупными и четырьмя мини-НПЗ.
В рамках начавшегося в этом году налогового маневра пошлины на экспорт сырой нефти, нефтепродуктов и акцизов на них должны постепенно снизить за 3 года. За тот же период вырастет ставка налога на добычу полезных ископаемых. Ситуацию для вертикально интегрированных нефтяных компаний усугубляет необходимость перехода на бензин не ниже пятого класса со следующего года.
Налоговый маневр в нефтяной отрасли окончательно убил маржинальные преимущества переработки, поэтому и мрачные прогнозы господина Сечина имеют место быть, объясняет аналитик ИК "Энергокапитал" Илья Березин. Выпавшую долю бензинов со стороны российских вертикально интегрированных нефтяных компаний в случае дефицита компенсируют импортом, однако его цена, естественно, будет выше, что ляжет на плечи потребителей. Розничные АЗС прибегают к импорту уже сейчас, поскольку относительный дефицит уже наблюдается. "Нефтяным компаниям из коммерческих соображений не выгодно осуществлять переработку нефти, и винить в этом стоит прежде всего государство", — говорит Илья Березин.
Господин Сечин подтвердил то, о чем независимая розница начала говорить много лет назад, задолго до налогового маневра, говорит генеральный директор "ПТК" Андрей Михеев. "Про возможность дефицита в Петербурге могу сказать только одно — мы часть Российской Федерации, к тому же Петербург — крупный потребитель, и для нас это наиболее волнительно".
Топ-менеджер также поддерживает необходимость моратория на запрет Евро-4, о котором недавно заговорила ФАС. Но и раньше дефицит возникал из года в год. Проблема всегда одна и та же — остатки нефтепродуктов на внутреннем рынке недостаточны для стабильной работы сбытовой розницы. Участники рынка постоянно указывают на это представителям Минэнерго, но те уверяют, что все в порядке, говорит Андрей Михеев. "Несколько НПЗ встают на ремонты, и все. Запасы нужно создавать реальные, а не на бумаге: это же не банковский счет — для этого нужно строить хранилища, но никто не хочет в это вкладываться", — говорит Андрей Михеев.
"Все мы знаем, что дефицит возникает только по одной причине — все гонят продукт на экспорт по цене ниже внутреннего рынка совершенно бессовестно. Это даже автолюбители понимают, — комментирует председатель совета директоров "Фаэтон" Сергей Снопок. —  Что касается льгот, пусть берут пример с "ЛУКОЙЛа", который давно со своими НПЗ разобрался. Искусственно раздутая "Роснефть", судя по этому заявлению, потеряла возможность управления либо никогда ее не имела. Есть общие законы, их нужно исполнять либо не брать на себя так много".
Дефицит обостряется каждый раз, когда падает цена на нефть: недостающие от экспорта нефти доходы компании пытаются добить нефтепродуктами, продавая их на экспорт еще больше, говорит Сергей Снопок. Если представить, что в 2017 году нефть упадет ниже $40, по такой логике нефтепродуктов на внутреннем рынке не останется вообще, иронично прогнозирует топ-менеджер.
Дефицит бензина пятого класса ранее предсказывали и представители НП "Нефтяной клуб". Ранее dp.ru писал о том, что не все НПЗ готовы к переходу — дефицит на внутреннем рынке может возникнуть уже в следующем году. "Есть и проблемы, вызванные налоговым маневром, поэтому заявление Игоря Сечина вполне своевременно для того, чтобы власти успели принять меры", — говорит президент НП "Нефтяной клуб" Олег Ашихмин.
С просьбой продлить срок использования Евро-4 ранее официально выступила ФАС. Предложение  ведомства также рассмотрят на осенней комиссии при президенте, напоминает Олег Ашихмин. Введение моратория на четвертый класс бензина позволит создать пространство для маневра еще на год. Нужен и четкий график ремонтов НПЗ, которые летом встают на ремонт как попало.
Аналитики называют мораторий оправданным, поскольку на вертикально интегрированные компании, кроме прочего, давят низкие цены на нефть — не до модернизации. Однако они и в благоприятные времена не слишком-то вкладывались в переработку, поскольку в основном гнали нефть на экспорт, тогда как правительство постоянно требовало повышения качества бензинов. Учитывая, что сроки топливного регламента уже переносили, вряд ли это станет проблемой сейчас.
Чем хуже модернизированы заводы, тем сильнее по ним бьет налоговый маневр, говорит аналитик по нефти и газу Rye, Man & Gor Securities Сергей Пигарев. Лучше всего пока готовы к переходу на новые рельсы "Башнефть" и "ЛУКОЙЛ". Тот же "ЛУКОЙЛ", говорит аналитик, в следующем году готов свести выпуск мазута к минимуму, экспортная пошлина на него сравняется с пошлиной на сырую нефть. ВИНКи накрыло разом со всех сторон, говорит аналитик, и налоговый маневр, и переход на Евро-5, и низкие цены на нефть.
"Беда еще и в том, что белорусы, например, поставлять в Россию бензин в случае дефицита не готовы, поскольку их не устраивают наши внутренние цены, которые сдерживает государство, — говорит Сергей Пигарев. — А им все равно, к нам его гнать или в Европу. В дефиците, который может случиться, виноваты не компании, а государство. Регулирование цен всегда приводит к дефициту — это и в книжках по экономике написано, и на примере СССР мы это видели".